31.03.2016

Художественное дарование Фонвизина раскрывают фонды Президентской библиотеки

«Искрящееся и бьющее ключом художественное дарование» Фонвизина раскрывают фонды Президентской библиотеки

14 апреля (по новому стилю) 1745 года в Москве родился будущий знаменитый русский писатель Денис Иванович Фонвизин. В фонде Президентской библиотеки представлены раритетные издания, раскрывающие особенности его личности и творчества.

Увлечение литературой и театром началось у Фонвизина в студенческие годы на философском факультете Московского университета. Он, одарённый в изучении иностранных языков, переводит статьи, басни, повести, трактаты, романы и печатается. В 1768–1769 годах Фонвизин пишет свою первую комедию «Бригадир», с которой его приглашают в Петергоф на чтение самой императрице. «Острый, беспощадно сатирический ум, за который современники Фонвизина прозвали его «коршуном», умение заприметить и талантливо выставить напоказ смешную сторону людей и явлений, искрящееся и бьющее ключом художественное дарование, – всё это снискало Фонвизину широкую известность в литературных кругах столицы и в светских салонах», – пишет Д. Д. Благой в книге «Д. И. Фонвизин» 1945 года, доступной в фонде Президентской библиотеки.

Расцвет дарования Фонвизина приходится на время возникновения театра в России. В XVIII веке никто не писал таким живым народным языком, как этот обрусевший немец, за что Пушкин и назвал его «из перерусских русским». С Фонвизина начинается русская сатира, ведущая к Гоголю, Щедрину, Булгакову, Зощенко.

Комедия Фонвизина «Недоросль» по праву может быть названа бессмертной: она включена в хрестоматийную школьную программу русской литературы и до сих пор присутствует в театральном репертуаре. В. О. Ключевский в статье «Недоросль Фонвизина. Опыт исторического объяснения учебной пьесы», опубликованной в 9-м томе собрания сочинений («Сочинения. Материалы разных лет»), представленном в электронном фонде Президентской библиотеки, пишет: «Можно без риска сказать, что Недоросль доселе не утратил значительной доли своей былой художественной власти ни над читателем, ни над зрителем, несмотря ни на свою наивную драматическую постройку, на каждом шагу обнаруживающую нитки, которыми сшита пьеса, ни на устарелый язык, ни на обветшавшие сценические условности екатерининского театра, несмотря даже на разлитую в пьесе душистую мораль оптимистов прошлого века. Эти недостатки покрываются особым вкусом, какой приобрела комедия от времени и которого не чувствовали в ней современники Фонвизина». Пьеса почиталась «бесподобным зеркалом» жизни, своего рода художественным памятником, благодаря которому можно понять почву, на которой развился, по которой ходит теперь современный человек. Фонвизин взял героев «Недоросля» прямо из житейского омута, взглянул на жизнь «глазами, не вооруженными никаким стеклом, взглядом, не преломленным никакими точками зрения, и воспроизвел её с безотчетностью художественного понимания». Пушкин назвал комедию «народной», а Фонвизина – «другом свободы» и «сатиры смелым властелином». Гоголь, ученик и наследник Фонвизина, назвал её подлинно общественной комедией.

«Искрящееся и бьющее ключом художественное дарование» Фонвизина раскрывают фонды Президентской библиотеки

«Умри, Денис, или больше ничего уже не пиши», – сказал, хлопнув автора по плечу, князь Григорий Потемкин Д. И. Фонвизину после премьерного показа «Недоросля». Курьёзный этот случай передал князь П. А. Вяземский, чьё «Полное собрание сочинений: Т. 1–12» 1878–1896 годов, изданное графом С. Д. Шереметьевым, представлено в фонде Президентской библиотеки.

В 1788 году, испытав царский гнёт после своих выступлений на страницах «Собеседника любителей российского слова», Фонвизин вновь обращается к читателю и пробует издавать журнал «Друг честных людей, или Стародум», в чём ему сразу было отказано. Журнал не был издан, но материалы номера скоро разошлись в рукописном виде. В подзаголовке журнала стояло: «Периодическое сочинение, посвященное истине».  «Друг честных людей» во многом продолжал жизнь героев «Недоросля»: Фонвизин устроил переписку Стародума с различными адресатами, а также пытался публиковать разные материалы, якобы сообщаемые этим умудренным житейским опытом почтенным старцем. Полное собрание сочинений 1902 года «Сочинения Д. И. Фонвизина» доступно на портале Президентской библиотеки.

В последний период творческой деятельности, покинув государственную службу, Фонвизин создаёт несколько драматических произведений, журнальных статей и автобиографию (осталась неоконченной). В 1784 и 1785 годах он уезжает лечиться в Италию, в 1787 году – в Вену. Умер писатель 12 декабря (по новому стилю) 1792 года и похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге.

Related Images:

anastasia gasay

Главный редактор “Россия-онлайн”

Ссылки на автора:

Темы новости

Все новости лентой

за 26 апреля 2024 года