Россия Онлайн - новости России

Язык балета одинаково понятен и русскому и азербайджанцу

Язык балета одинаково понятен и русскому и азербайджанцу
06.12.2016
Рубрика: Культура

Советский балет в свое время стал настоящим брендом, известным всему миру, сегодня задача его наследников – сохранять и развивать это прекрасное искусство, способное на эмоциональном уровне объединять совсем разных людей.  

 

В северной столице России завершился V международный культурный форум. В этом году мероприятие собрало под своей эгидой рекордное количество творческих людей, специалистов разного уровня и ценителей искусства из разных стран. И это не удивительно, ведь, по словам министра культуры России Владимира Мединского, форум успел зарекомендовать себя как авторитетная площадка для диалога о проблемах и тенденциях развития мировой и российской культурной жизни и как комфортное пространство для общения.

В рамках круглого стола «Балетное искусство на постсоветском пространстве. Посвящается 25-летию СНГ», где собрались руководители и члены ведущих балетных трупп бывших республик СССР, обсудили возможность создания союза профессионалов балетной сферы. По словам модератора круглого стола, российского балетмейстера Бориса Эйфмана, идея родилась не случайно. Народный артист России считает, что не стоит игнорировать опыт СССР, необходимо сохранять преемственность в балетном искусстве. А неформальный союз профессионалов поможет грамотно выстроить образовательный процесс, работать над зрительским восприятием хореографии и, в конечном итоге, стать символом единения стран.  

О необходимости постоянного общения и обмена опытом, а также о сохранении традиций говорили и другие участники мероприятия.  По словам руководителя труппы молдавского Национального театра оперы и балета Анастасии Хомицкой, своими успехами коллектив обязан ленинградской балетной школе. Ее коллега из Казахстана тоже отметил, что балетная труппа Государственного театра «Астана Опера» на протяжении всего периода после распада СССР старалась не терять связи с русским балетом, перенимала опыт коллег, и все это – без оглядки на политику, ведь у искусства нет границ. 

Прекрасные взаимоотношения сложились у российских и азербайджанских деятелей балетного искусства. И здесь имеет место не только обмен опытом на профессиональном уровне, самое главное – это отношение зрителей. Одинаково тепло и радостно русские ценители принимают азербайджанский балет, а азербайджанские залы рукоплещут российским танцорам. Всегда с успехом проходят совместные постановки, например, балет Василия Медведева «Семь красавиц» на музыку Кара Караева был с восторгом встречен московской публикой.

Руководитель Московского международного центра мультикультурализма Наталия Красовская считает, что такой прием объясняется универсальностью танцевального искусства: «Балет рождает в людях разных национальностей одинаковые эмоции, а значит, в нас много общего, и мы всегда сможем понять друг друга».

Эксперты сошлись во мнении, что большую роль в развитии балетного искусства играет государственная поддержка. Руководитель межпарламентской группы дружбы Россия-Азербайджан Дмитрий Савельев в этой связи приводит пример Советского Союза, где балет был настоящей гордостью страны, его развитию уделялось внимание на самом высшем уровне. «Отрадно, что этот подход сохранился и в России, и в Азербайджане, здесь национальным балетным труппам оказывается всесторонняя государственная поддержка,  — говорит парламентарий. – Кроме того, для широкой публики в наших странах балет по-прежнему остается любимым видом искусства, и полные зрительные залы лучшее тому подтверждение».

Такого же мнения придерживается Камилла Гусейнова, художественный руководитель балетной труппы Азербайджанского академического театр оперы и балета имени Ахундова. Она вспоминает, что после распада Советского Союза азербайджанский балет, как и другие виды искусства, столкнулся с немалыми сложностями. И если бы не внимание со стороны национального лидера Гейдара Алиева, сложно было бы представить, в каком состоянии сейчас был бы балет в стране. К счастью, лидер азербайджанского народа, поклонник этого вида искусства, помог национальному балету заявить о себе на весь мир, а нынешнее руководство Республики продолжает оказывать поддержку балетному искусству.

«Сегодня труппа нашего театра включает 70 человек, которые постоянно работают над разнообразным репертуаром, включающим как постановки классического наследия, так и национальные спектакли, и современную хореографию», – говорит Камилла Гусейнова.

В конечном итоге все усилия направлены на то, чтобы зрители разных стран могли получить истинное наслаждение от поистине интернационального вида искусства – танца, снова и снова получая подтверждение, что культура является мощнейшим объединяющим фактором для всех народов.