21.11.2011

Страсти вокруг памятника великому Ломоносову не утихают даже спустя много лет.

Страсти вокруг памятника великому Ломоносову не утихают даже спустя много лет.

В музейном зале Михаил Ломоносов один в сорока лицах. Именно столько скульптурных изображений сумели подготовить организаторы этой выставки. Часть взяли из собственных фондов, часть из скульптурных мастерских. Михаил Аникушин увидел Ломоносова озаренным вспышкой гениальности.

«Он перечитал всего Ломоносова, пытался понять. В своих воспоминаниях он пишет: важно, прежде всего, понять, кому ты делаешь памятник и за что делаешь», — рассказывает дочь скульптора Нина Аникушина.

Выбор лучшего проекта для будущего памятника на Менделеевской линии растянулся на двадцать лет. В 1960 году объявили первый этап творческого состязания, но пока эскизы переводили в реальные макеты, изменились художественные критерии. В 81-м пришлось провести финальные туры, и снова без результата.

«Присудили первое место и приняли решение, что памятник не будет сооружаться по этой модели. Представляете, каково было авторам. Это был проект Рыбалко», — говорит главный хранитель Музея городской скульптуры Вера Рытникова.

Валентина Рыбалко и ее помощники выиграли бой, но проиграли сражение. В четвертом — уже внеплановом — туре победителем вышел Валентин Свешников и его команда.

«Какие-то молодые пацаны взяли и всех победили. Это не очень понравилось, было много неприятных вещей, о которых позабылось, но сейчас это как-то всплыло», — вспоминает скульптор Валентин Свешников.

Победители долго не могли получить мастерскую от Союза художников, против них писали письма в ЦК КПСС, зато их Ломоносов вышел как живой.

«Он не позирует, не изображает из себя Ломоносова, он просто живет в этой атмосфере. Я считаю, что скульптура — это вещь в себе, она не на публику. Человек должен проникать в скульптуру, а не скульптура в человека», — делится Валентин Свешников.

Выставка дает представление не только о том, каким мог быть памятник Ломоносову, но и сама историческая набережная рядом с Университетом. Например, там мог появиться двухметровый стеклянный куб. Тридцать лет назад скульптор Константин Симун пошел наперекор канонам соцреализма.

«Прозрачность не нарушает архитектуры, и потом — это кусок воздуха, Невы, воды», — говорит скульптор Константин Симун.

В этом зале видно, как история одного памятника связывает судьбы сотен людей. И через много лет художественные страсти все никак не утихают. Может быть, еще полвека спустя какая-нибудь из этих идей станет актуальной, и тогда она тоже оживет в граните, бронзе или даже стекле.

Источник

Related Images:

игорь-жена

Главный редактор “Россия-онлайн”

Ссылки на автора:

Темы новости

Все новости лентой

за 26 апреля 2024 года