26.06.2017

Азербайджанское искусство поразило Санкт-Петербург

аботы художников Апшеронской школы

Уникальные по цельности и мультикультурности истоков работы художников Апшеронской школы уже месяц волнуют постелей музея современного искусства Эрарта.

«Несомненно, Азербайджан – страна, в которой объединились духовные ценности Востока и Запада – занимает важнейшее место в историко-культурном наследии Евразии, — рассказывает журналисту межпарламентской группы дружбы Россия-Азербайджан под руководством Дмитрия Савельева искусствовед, куратор выставочных проектов Фонда Марджани Мария Филатова. — На Апшероне издревле формировалась своеобразная культура, воплощенная в характерах людей, их традициях, музыке и танцах, литературе, архитектуре и декоративно-прикладном искусстве. 1960-1980-е годы – это один из самых ярких периодов мощно развивающегося азербайджанского искусства».

Фондом Марджани при поддержке Фонда Гейдара Алиева ранее проводилось несколько выставок, посвященных творчеству отдельных азербайджанских художников в разных городах России. Все они вызывали удивительно теплый прием и огромный интерес у российской публики. Конечно, старшее поколение хорошо знакомо с многими именами: потрясающе эмоциональные работы Джавада Мирджавадова, Расима Бабаева, Тогрула Нариманбекова, удивительно чувственные произведения Саттара Бахлулзаде, скульптуры Фазиля Наджафова и работы многих других художников выставлялись на выставках в советское время. Однако многие работы были привезены в Россию впервые, да и новое поколение было восхищено целым пластом культуры, которого раньше не приходилось касаться. Поэтому решение провести масштабную выставку стало логичным продолжением работы Фонда. И хотя перечень имен художников — самых ярких представителей своего времени — сформировался достаточно быстро, выбор отдельных произведений стал крайне сложной задачей. Но с помощью совместных обсуждений российской и азербайджанской сторонами вопрос был решен.

«В отличие от Третьяковской галереи, камерное пространство Эрарта дает возможность увидеть за достаточно короткое время все работы, что способствует ощущению органичности емкой экспозиции, здесь явно присутствует диалог произведений друг с другом и со зрителем, — делится идеей проекта Мария Филатова. – Некоторые крупные холсты, заполняющие собой все пространство стены от потолка до пола, оказываются максимально приближены к зрителю. Появляется даже элемент интерактивности, театрализации – посетитель, вошедший в залы, оказывается в максимальной близости к живописным холстам и скульптурам, он вовлекается в многокрасочное действо, рожденное азербайджанскими художниками, и оттого впечатление оказывается ещё более полным».

Мария Филатова признается, что такое сильное впечатление работы производят еще и потому, что между странами до сих пор сохраняются крепкие историко-культурные связи. «Несмотря на то, что сейчас Россия и Азербайджан – это разные государства, мы остаемся добрыми соседями, — говорит искусствовед. – Многие апшеронские художники учились не только в бакинском художественном училище имени Азима Азим-заде, но и продолжали свое образование в Москве и Ленинграде. Однако это не помешало Азербайджану сохранить свои национальные и культурные корни. Этот национальный фактор стал движущей силой для создания самобытного искусства. Сейчас культурное сотрудничество между Россией и Азербайджаном очень активно. В Азербайджане постоянно проводятся саммиты, форумы и конференции, на которые приглашаются специалисты со всего мира и в том числе из России, происходит обмен опытом во многих сферах».

Related Images:

Сергей Пабликанов

Главный редактор “Россия-онлайн”

Ссылки на автора:

Темы новости

Все новости лентой

за 25 апреля 2024 года