Россия Онлайн - новости России

Дмитрий Вдовин о перспективах культурного обмена России и Азербайджана

Дмитрий Вдовин о перспективах культурного обмена России и Азербайджана
05.07.2018
Рубрика: Культура

Заслуженный деятель искусств России, художественный руководитель Молодежной оперной программы Большого театра России рассказал журналисту межпарламентской группы дружбы Россия-Азербайджан под руководством Дмитрия Савельева о росте уровня международного конкурса вокалистов имени Бюльбюля и о том, почему так важно культурное взаимодействие двух стран.

 

Из класса профессора Академии хорового искусства Дмитрия Вдовина вышла целая плеяда высококлассных вокалистов, многие из которых добились огромных успехов на российской и мировой сцене. Есть среди них и стипендиаты конкурса международного конкурса вокалистов имени Бюльбюля, за развитием которого один из самых известных вокальных педагогов России следил с самого его основания. «Я работал и очень дружил с Ириной Константиновной Архиповой, которая стояла у истоков конкурса Бюльбюля и была бессменным председателем его жюри вплоть до своей болезни и ухода, — рассказывает Дмитрий Вдовин. – И должен сказать, что уровень конкурса очень вырос: и организационно, и по качеству участников, и по общей атмосфере». Профессор, приглашенный в члены жюри последнего конкурса, завершившегося не так давно в Баку, отметил как исключительную деликатность и точность работы Анны Селивановой, которая занималась всеми организационными вопросами, так и весьма представительный состав жюри во главе с Сергеем Лейферкусом и группы почетных гостей. «Среди них была моя дорогая коллега, с которой мы много вместе работали, координатор Молодёжной программы Варшавской национальной оперы Беата Клатка. Была изумительная пианистка, которая работала Метрополитен опера и во многих престижных театрах, директор молодежной программы в Цюрихе Бренда Хёрли. Был один из самых влиятельных людей в оперном мире Пол Мо, который является вокальным консультантом по кастингу Баварской оперы в Мюнхене и Гляйнбурнского оперного фестиваля в Англии. Это серьезнейшие, компетентнейшие люди. И это прекрасно, что они приехали и увидели все своими глазами», — перечислил Дмитрий Вдовин и пояснил, что конкурс с такими гостями и жюри – это огромный шанс для всех участников быть замеченными публикой, СМИ и специалистами.

Другой важный аспект, который особо отметил заслуженный деятель искусств России, это обогащающее все стороны соприкосновение культур. «И для участников, и для жюри, и для гостей важно познакомиться с тем, что происходит в Баку, — заявил Дмитрий Вдовин. – Я родился, вырос и выучился во времена Советского Союза, и тогда азербайджанская музыкальная жизнь была своего рода феноменом. Композиторы Кара Караев, старший Магомаев, Меликов, Амиров и многие другие. Дирижер Ниязи. А певцы…Бюль-Бюль, Рашид Бейбутов, Франгиз Ахметова, Лютфияр Иманов, Магомаев-младший, сестры Касимовы… И сейчас есть много композиторов, певцов – и мы должны, должны их знать! А как мы можем их знать? Только вот благодаря таким событиям, как этот конкурс».

Профессор Академии хорового искусства в целом отметил, что в Азербайджане традиционно много хороших голосов. «Когда мы включаем их записи, то сразу слышим определенную южную краску, присущую этому народу. И это замечательно, это делает их голоса индивидуальными, — пояснил Дмитрий Вдовин. – На одном из первых конкурсов победил потрясающий бас – Эльдар Алиев. Он стажировался в Италии. Он вышел (я до сих пор отчетливо помню редкую арию Госеса, которую он пел) и мы все были поражены. И вот сейчас я услышал, девушку, которая третью премию получила, — Эльнара Мамедова. Она стажировалась в Петербурге в двух молодежных программах. Очень красивый голос, чрезвычайно музыкальная. И конечно нельзя не сказать о двух ведущих солистах Большого театра из Азербайджана – замечательных Эльчине Азизове и Динаре Алиевой».

Художественный руководитель Молодежной оперной программы Большого театра России с сожалением отметил, что с Азербайджаном не проводятся прослушивания вокалистов в программу, как это делается в некоторых других бывших советских республиках, но выразил надежду, что в скором времени ситуация изменится. «Конкурс Бюльбюля отчасти искупил этот недостаток, мы послушали многих молодых вокалистов. Но в планах есть обсуждение этого вопроса с коллегами в Баку. В составе жюри конкурса были руководители двух высших учебных заведений, думаю, они очень хорошо понимают перспективы такого сотрудничества, — сообщил Дмитрий Вдовин. – В одной Москве у нас шесть государственных оперных театров. Такого нет ни в одном городе мира. Для нас это – возможность популяризации русского музыкально-театрального наследия, расширения интереса к нему у наших коллег-соседей. И взаимный культурный обмен при этом неизбежен, так что это и в интересах азербайджанской стороны, мне кажется».

Кстати, Дмитрий Вдовин рассказал, что его первая профессиональная командировка состоялась именно в Азербайджан и память о знакомстве с этой страной до сих пор остается неизгладимой. «Я был в Баку, Шеки, в Шемахе… А Шемаха для оперного человека, вообще для человека искусства и русского человека – это что-то исключительное. Все у нас помнят пушкинскую Шемаханскую царицу, — вспоминает Дмитрий Вдовин. – С тех пор я с определенной периодичностью бывал в Баку. И каждый раз он неузнаваем. Сейчас это очень современная и красивая столица, ее облик свидетельствует об огромном экономическом росте страны. Гостиницы потрясающие, виды на город изумительные, музеи и театры впечатляют. В этот раз я, к сожалению, не попал в оперу, но филармония и симфонический оркестр были на высоте. Классические искусства стали достижением Азербайджана в прошлом веке, и надеюсь, эта сильная традиция не только не прервется, но и будет поддержана».