«Вплетая нить судьбы в ковер…» В Петербурге продлили выставку азербайджанского декоративного искусства

«Вплетая нить судьбы в ковер…» В Петербурге продлили выставку азербайджанского декоративного искусства
20.05.2021

Выставка декоративно-прикладного искусства Азербайджана «Вплетая нить судьбы в ковер…» в Российском этнографическом музее Санкт-Петербурга стала не только заметным событием в музейной жизни северной столицы, но и настоящим научным прорывом. В связи с чем её было решено продлить ещё на месяц. Руководитель группы дружбы Россия-Азербайджан, депутат Госдумы Дмитрий Савельев отмечает, что проведение совместных научных и культурных проектов даёт специалистам России и Азербайджана возможность объединять усилия на благо обоих наших народов.

«Многолетнее содружество и тёплые профессиональные и личные отношения позволили экспертам наших стран организовать совместное изучение предметов из уникальной коллекции Российского этнографического музея Санкт-Петербурга, обменяться информацией и опытом, в очередной раз подтвердить историю нашего многовекового добрососедства, позитивного взаимного влияния. Подобное сотрудничество раз за разом укрепляет фундамент нашего взаимопонимания и дружбы», – утверждает российский парламентарий.

По признанию директора Российского этнографического музея Юлии Аркадьевны Купиной, выставка «Вплетая нить судьбы в ковер…» стала итогом длительной совместной работы и прекрасных человеческих отношений между сотрудниками РЭМ и специалистами из Азербайджана, в частности – из Азербайджанского национального музея ковра. 

«Мы представили широкой публике не просто нашу коллекцию, а плоды многолетнего сотрудничества, его новый этап, – подчёркивает директор РЭМ. – Это тоже своего рода сложный узор, достойный, отдельного ковра. Нашему очень интенсивному общению не помешала даже пандемия – мы находимся на расстоянии одного клика друг от друга».

Монографическая коллекция представляет посетителям выставки традиции различных регионов и народов Азербайджана, отразившиеся в технологиях и узорах ковров. Экспонаты для выставки были отобраны из более чем 3 тыс. предметов материальной культуры Азербайджана, находящихся в коллекции РЭМ. Полностью это уникальное собрание представлено на сайте музея, с ним можно ознакомиться даже после закрытия выставки. Доступна для зрителей со всего мира и запись онлайн-экскурсии по выставке.

«Думаю, что необходимо сделать экскурсию не только на русском, но и на азербайджанском языке, чтобы современные носители культуры могли приобщиться к нашим коллекциям, а люди, которые не знают азербайджанского, просто восхитились этой музыкой языка», – замечает Юлия Купина. По словам директора РЭМ, онлайн-экскурсия пользовалась и пользуется большим интересом, ведь созидательная история быта и взаимоотношений народов для людей очень важна.

Отмечая, что ковёр имеет большое значение в культуре Азербайджана, Юлия Купина называет его воздействие на публику поистине магическим.

«Азербайджанка, которая давно живёт в Петербурге, сказала нам, что почувствовала себя на нашей выставке как дома, – вспоминает директор российского музея. – Это личное впечатление конкретного человека для нас дороже, чем статистика посещаемости. Если мы своей выставкой смогли согреть человека, который долгие годы находится вдали от родины – это и есть серьёзный итог работы этнографического музея».

 «Вплетая нить судьбы в ковер...» В Петербурге завершилась выставка азербайджанского декоративного искусства

В соцсетях музея много не только самых добрых отзывов о выставке, но и вопросов о ней.

«Сейчас мы продумываем, как нашу выставку можно было бы представить в регионах России, – делится Юлия Купина. – Интерес к азербайджанскому народу и его древней культуре у нас в стране очень велик».

Символично, что столетняя история формирования коллекции Российского этнографического музея началась именно с азербайджанских экспонатов – по словам директора РЭМ, первыми в книгу поступлений музея в 1904 году были занесены десять ковров с территории Азербайджана. Часть азербайджанских экспонатов представлена в постоянной экспозиции.

«Азербайджанская коллекция в нашем музее показана как часть культурного достояния народов Евразии и всего человечества, она изучается в сравнении с коллекциями других народов, отслеживается их взаимовлияние и то общее, что объединяет нас», – подчёркивает Юлия Купина.

Ещё одним итогом совместной работы музеев двух стран стал каталог азербайджанского искусства в коллекции Российского этнографического музея. Причём, это издание представляет собой не только красивый альбом, но и прорывную научную разработку азербайджанских и российских специалистов.

«В результате нашего содружества создана методика описания азербайджанских памятников, – рассказывает эксперт. – Наша миссия в том, чтобы методически обеспечить изучение подобных коллекций, создать основу для глобальной базы данных об азербайджанских коврах в различных музеях мира. Наша работа на долгие годы вперёд закладывает основу для таких исследований». Юлия Купина называет изданный каталог настоящей вехой для этнографов и искусствоведов. «Спасибо нашим коллегам в Азербайджане, которые вложили в это издание не только знания, но и душу», – добавляет она.

Кстати, в современный Азербайджан, Юлия Купина, по ее признанию, влюбилась с первого взгляда. 

«Я много общалась со специалистами региональных музеев Азербайджана, которые работают с совершенно уникальными памятниками. Видеть их и общаться с этими людьми – настоящее счастье», – признаётся Юлия Купина. Одними из самых важных точек развития Баку российский специалист считает именно музеи. «То, как Азербайджан отстраивает свои музеи и через них – форматирует свою национальную идентичность – для меня очень интересно с профессиональной точки зрения, – говорит директор РЭМ. – Такое внимание к музеям достойно уважения, это пример серьёзной государственной политики в отношении сохранности культурного наследия».