Эдисон Денисов

Эдисон Денисов
17.11.2021
24 ноября, 19:00
Рахманиновский зал консерватории
Билеты
24 ноября приглашаем вас в Рахманиновский зал на концерт, посвященный Эдисону Денисову. В этот день исполнится 25 лет со дня смерти композитора, и Студия новой музыки исполнит программу из его сочинений. Прозвучат «Ода», «Романтическая музыка», «Жизнь в красном цвете», «Женщина и птицы», а также Вторая камерная симфония. 

«Женщина и птицы» для фортепиано и ансамбля (1996)
Эдисон Денисов: «Пьеса посвящена Жоану Миро. Как и Пауль Клее, он принадлежит к числу художников двадцатого века, которые мне очень близки. На протяжении всей жизни Миро возвращался к теме «Женщины и птицы» в многочисленных вариациях: «Женщины и птицы на рассвете» (1946), «Женщина и птица в лунном свете» (1949), «Женщина и птицы ночью» (1969-74) и т. д.

Моя пьеса не имеет литературной программы, но основные идеи композиции взяты мной из живописи. Цвет иногда находит выражение в звуковых линиях, иногда в пятнах (как в графическом искусстве) и, главным образом, несет в себе основную суть музыкальной информации. В сочинении нет прямых ассоциаций с той или иной картиной Жоана Миро; тем не менее, есть некоторые намеки».

Камерная симфония №2 (1994)
Юрий Каспаров: «Вторая камерная симфония открывает третий и последний — короткий, но блестящий — период в творчестве Денисова. В конце жизни, уже тяжело больным, он продолжает много сочинять и создает целый ряд выдающихся произведений. Камерная симфония и другие сочинения того периода аккумулируют все то, что было накоплено композитором за предыдущие десятилетия работы. Это касается и непрерывно эволюционировавшего музыкального языка, и связанного с ним арсенала технических средств, новой удивительной философской глубины и многогранной образности. Камерная симфония № 2 — одно из самых выдающихся произведений новейшей истории нашей страны, шедевр, стоящий в одном ряду с лучшими сочинениями классиков — Прокофьева и Шостаковича».

«Романтическая музыка» для гобоя, арфы и струнного трио (1968)
Эдисон Денисов: «Пьеса […] глубоко лирическая, поскольку в ней очень большую роль играет мелодический материал. И может быть, это покажется странным, но для меня эта музыка чем-то очень близка Малеру. Сколько раз я потом, уже много лет спустя, ни возвращался к ней и снова ни слушал это сочинение, каждый раз мне почему-то кажется, что это одно из тех моих сочинений, которые можно назвать самыми близкими Малеру и по духу, и по букве». 

«Жизнь в красном цвете» для голоса и ансамбля (1973)
 Эдисон Денисов: «Жизнь в красном цвете» написана на тексты Бориса Виана — поэта и писателя, который меня в то время очень заинтересовал. Сочинение это для меня очень важное. Оно, с одной стороны, как будто завершает то, что я делал в 60-е годы в циклах для голоса с разными группами инструментов. С другой стороны, это сочинение, которое во многом стало своего рода предварительным эскизом к моей опере «Пена дней». Именно в то время я уже начал свою работу над оперой».

«Ода» для кларнета, фортепиано и ударных (1968)
Эдисон Денисов: «Произведение одночастное, но в этой одночастности сконцентрирован целый ряд разных эмоциональных сфер, которые здесь как своеобразная аллюзия на танцы, на песню, на борьбу, на богослужение и даже на такой как бы экстатический разгул страстей. Но в целом, это прежде всего музыка траурная, потому что здесь все направлено к возвышенной, скорбной коде, эпилогу. Она начинается сразу после этой общей паузы или, если хотите, «минуты молчания», которая обрывает совершенно неожиданно общую линию развития».

Исполнители:
Екатерина Кичигина, сопрано
Анастасия Табанкова, гобой
Мона Хаба, фортепиано

Ансамбль Студия новой музыки
Дирижер — Заслуженный артист России Игорь Дронов

Билеты


Темы новости: