27.02.2023

Как отразилась на развитии бизнеса в РФ рыночная конъюнктура в 2022 году

Как отразилась на развитии бизнеса в РФ рыночная конъюнктура в 2022 году

Сервис журналистских запросов Pressfeed провел опрос среди пользователей в категории  “эксперт” на тему: “Как отразилась на развитии вашего бизнеса рыночная конъюнктура в 2022 году?”. В опросе приняли участие 120 респондентов, собственники бизнеса, наемные и частные специалисты. 53 респондента пожаловались на снижение выручки и клиентопотока в 2022 году по сравнению с предыдущим годом, 44 – заявили об увеличении оборотов бизнеса, 23 – сообщили, что ситуация с их доходами никаки не изменилась. При этом 98,5% опрошенных на вопрос: “Планируете ли вы релокацию бизнеса или переезд?” ответили категорически отрицательно – из 120 опрошенных лишь двое сообщили о том, что рассматривают возможность покинуть страну.  

В целом опрос Pressfeed показал, что в 2022 году россияне стали меньше инвестировать в недвижимость и предметы роскоши, больше развлекаться, чаще обращаться к астрологам и страховать свою жизнь. 

Недвижимость 

Единогласно о снижении оборотов деятельности в 2022 году заявили представители сферы недвижимости. Так, из пяти респондентов один сообщил о падении оборотов на 50%, второй – в 2,5 раза. Еще три участника отрасли не уточнили процент снижения, но отметили спад. Среди предполагаемых причин падения отрасли чаще всего упоминались: снижение платежеспособности россиян и их неуверенность в будущем. 

IT 

По разному развивались события в 2022 году для представителей IT-индустрии. Так, например, собственник нескольких приложений в области образования заявил, что его доходы на российском рынке снизились в 2022 году на 84%. “AppStore и GooglePlay сильно усложнили приём платежей на территории РФ, поэтому пользователи предпочитают использовать бесплатную версию вместо того, чтобы оформлять подписки в приложениях”, – пояснил респондент. 

Другой собственник IT-компании зафиксировал за аналогичный период увеличение прибыли в 3 раза. Названная им причина – “Импортозамещение. Уход с рынка зарубежных конкурентов”. “Для IT бизнеса сейчас все необходимые условия есть. Разве что безопасность хотелось бы повысить”, – добавил он. 

Кстати, представитель компании, предоставляющей услуги информационной безопасности, также отметил рост оборотов в 2022 году, объяснив это повышением рисков кибербезопасности в стране.

Всего в опросе приняли участие шесть представителей IT-индустрии, трое сообщили о падении оборотов бизнеса в 2022 и столько же об увеличении. 

Маркетинг

Относительно благополучно пережили 2022 год работники сферы Digital-маркетинга. Из пяти принявших участие в опросе представителей индустрии ни один не пожаловался на снижение доходов. У двоих респондентов доходы остались на прежнем уровнем, еще трое сообщили о росте от 10 до 20%.  “Плюс 10% от 2021 года. Рост замедлился, планировали 15-20%, но это всё ещё рост, – сообщил Pressfeed Директор по маркетингу Digital-агентства. – Передел рекламного рынка, ушли основные рекламные площадки — Google Ads, ФБ, Инста. Сейчас рекламный рынок монополизирован и это сказывается на цене лида. Привлекать клиентов для наших заказчиков становится дороже. Бизнес сокращает расходы на маркетинг”.

А вот специалист по контент и CRM-маркетингу отметил снижение оборотов на 60% по сравнению с 2021 годом: “Сокращение бюджета на маркетинг у клиентов, много клиентов прекратили работу, потому что компании ушли с рынка РФ, конкуренты стали снижать ставки — повысилась конкуренция, клиент начал выбирать того кто подешевле, а не лучше”. 

Бывший руководящий сотрудник коммуникационного агентства западной сети сообщил Pressfeed о закрытии в России: “Наше агентство закрылось в связи со сворачиванием бизнеса основного заказчика. Причина: Украинский кризис и санкции против России, уход с рынка компаний, даже имеющих серьезные вложения в локальное производство”. Другой участник рынка, собственник маркетингового агентства, сообщил о снижении оборотов в 2022 году на 30% по причине ухода из России крупных брендов, санкций и невозможности работать с иностранными заказчиками. 

При этом опрошенные Pressfeed частные специалисты, оказывающие услуги PR и копирайтинга, не потеряли в доходах. У трех представителей профессии доход в 2022 году повысился, еще у троих остался на прежнем уровне. 

Лакшери сегмент

Согласно данным опроса ощутимо пострадал в 2022 году бизнес в лакшери сегменте. Так, например, представитель компании по производству катеров заявил, что отток платежеспособного населения привел компанию в 2022 году к сокращению оборотов в 2 раза. 

Собственник художественной галереи заявил Pressfeed, что его обороты и клиентопоток сократились на 60% по сравнению с предыдущим годом: “Коллекционеры покинули пределы РФ, снизилась покупательская способность, начало СВО”.

Также сильное снижение доходов в 2022 году отметил еще один представитель сферы искусства, художник, который в качестве причин указал: закрытие границ, блокировку платежных систем и Инстаграм, блокировку доступа к иностранным площадкам. 

А вот собственник бизнеса по огранке редкий драгоценных камней в 2022 году ощутил  внезапный скачок спроса: “Весь год заказы были на уровне 2021 года, но неожиданно увеличились в ноябре-декабре на 20% от аналогичного периода 2021 года”. “Из-за хаоса в мире открылись интересные возможности по закупкам ограночного сырья в тех странах, где раньше было многовато иностранных коллег по рынку. Это Африка и Ближний Восток. И Ближний Восток же становится интереснее как рынок сбыта”, – отметил геммолог. 

Массовый сегмент

Из услуг массового потребления с негативным влиянием на бизнес политической конъюнктуры столкнулись представители сегмента “красота и здоровье”. Так, владелица салона красота заявила Pressfeed, что ее клиентопоток в 2022 году снизился на 50%: “24.02 полностью убило всплеск сезонности перед 8 марта, нервная обстановка сказывалась на том, что люди отменяли визиты, так как боялись тратить деньги. Мобилизация добила”.

Похожую ситуацию отмечает и владелец тренажерного зала, который сообщил о  сокращении клиентопотока в 2022 году на 20-25%. Однако, по его версии причиной такого спада стал рост инфляции. 

При этом 15% ростом в 2022 году похвастался менеджер по продаже развлекательных услуг: “Люди всё ещё хотят развлекаться, возможно даже больше, в связи с ситуацией”, – отметил он. Частный туристический гид также заявил о росте спроса на его услуги из-за того, что “ограничения увеличили поток внутреннего туризма”. 

При этом 10% рост клиентопотока отметил юрист по вопросам банкротства, пояснив его снижением уровня доходов россиян. 

Здоровье 

Не ощутили дефицита в клиентах в 2022 году психологи. Из семи представителей профессии, опрошенных Pressfeed, лишь один заявил о сокращении числа клиентов: “Блокировка моего единственного источника клиентов — блога в Инстаграм. Потеряла огромную часть аудитории”. Остальные в равном процентном соотношении указали рост и стабильный уровень клиентопотока. При этом двое из опрошенных психологов отметили  повышение тревожности у россиян. 

Любопытно на этом фоне выглядит ответ астролога, которая сообщила Pressfeed, что в 2022 году ее клиентопоток  увеличился в два раза. 

А представительница компании, оказывающей услуги по страхованию жизни, в свою очередь отметила, что в 2022 году продажи страховок выросли на 120%. 

 

СПРАВКА

Pressfeed — сервис подписки на запросы журналистов. Проект был создан в 2014 году журналистом Константином Бочарским. Сегодня платформой пользуются около 9 000 СМИ и более 100 000 корпоративных пользователей и экспертов, отвечающих на запросы журналистов. Pressfeed помогает представителям СМИ искать героев, комментаторов, истории и фактуру для редакционных материалов, а компаниям — получать поток запросов от медиа и представлять свои кейсы. Сервис автоматизирует ряд этапов в работе пиар-специалистов и медиа, являясь специализированной CRM-системой для рынка медиа и PR. Всего с помощью платформы подготовлено 90 000 публикаций и предоставлено СМИ более 250 000 экспертных комментариев. В 2018 году американский научный журнал International Journal of Strategic Communication назвал российский Pressfeed самым заметным в мире локальным сервисом “медиакэтчинга” после глобального лидера (американского Help a Reporter Out).

Related Images:

Олеся

Главный редактор “Россия-онлайн”

Ссылки на автора:

Темы новости

Все новости лентой

за 29 марта 2024 года