Штраф за спам звонки: права бизнеса VS интересы пользователей
Закон о штрафах за спам звонки приняли в Госдуме в третьем чтении. Рассматриваются следующие размеры штрафов: для физлиц от 10 тысяч до 20 тысяч рублей, для юрлиц от 300 тысяч до 1 млн рублей. Должностным лицам грозит от 20 тысяч до 100 тысяч рублей штрафа.
Раньше самостоятельной статьи за распространение именно спам-звонков или сообщений не было. Как указывается в пояснительной записке к законопроекту, такие случаи подпадали под статью о превышении допустимого объема рекламы. И наказание за это кратно меньше — для юрлиц от 40 тысяч до 100 тысяч рублей.
Но практика заявлений о спаме, разумеется, уже существует. В первую очередь рассказать об этом должен сам пострадавший от звонков. Он может обратиться к оператору связи по телефону или с заявлением, и тогда компания должна будет принять меры, чтобы прекратить спам. Но если дело не просто в том, чтобы прекратить назойливые звонки, но еще и заявить о них, что называется, «куда следует», то пострадавший может обратиться в полицию. Со всеми доказательствами того, что звонок подразумевал именно спам. То есть сам абонент согласия на это не давал, а информация была представлена рекламно.
«Оператор должен соблюдать все требования законодательства касательно исполнения прозрачности по связи и отсутствию нарушений прав со стороны третьих лиц. Дальше следует техническая процедура, оператор проверяет, что это за звонки. Они либо их ставят в спам, то, что сейчас уже мы привыкли периодически видеть на экранах наших телефонов, когда пишется, например, что звонят, скорее всего, злоумышленники, спам-звонок или коллекторы. Это все как раз делает оператор, и делает это на основании заявлений граждан. И дальше, если подтверждается, что с таких-то телефонных номеров идут спам-звонки, они либо блокируют, либо связываются с этими лицами, если они имеют доступ как-то это физически осуществить, и после этого звонки со стороны таких лиц прекращаются, потому что оператор имеет юридическую и физическую возможность отключать таких абонентов от сети», — отмечает Вадим Ткаченко, юрист, основатель и СЕО консалтинговой группы vvCube.
К тому же если продвигались услуги финансовой организации, то пострадавший может пойти в Центробанк или Росфинмониторинг. Новый закон вводит и более серьезные штрафы за нарушения рекламы кредитов и микрозаймов.
Рекламой по телефону могут увлекаться даже добросовестные компании, в некоторых случаях это все еще актуально, говорит директор по разработкам и исследованиям коммуникационного агентства КРОС Ксения Касьянова:
«Остаются группы, в которых телемаркетинг все еще продолжает быть достаточно эффективным. Это старшие возрасты группы, это группы в чуть менее плотно населенных городах. В принципе, в менее таком плотном темпе жизни, наверное, поэтому инструменты со счетов пока что не списывают, но все же теперь у нас есть достаточно большое количество альтернатив».
Зачастую человек сам ставит галочку при посещении какого-либо сайта, и не замечает, что подписался на рекламные оповещения. Призвать к ответу спамеров и мошенников зачастую бывает трудно, отмечают юристы. Эти звонки в основном проходят из-за рубежа либо с подменных номеров
Related Images:
Главный редактор “Россия-онлайн”