Россия и Азербайджан показали историю кинематографа в афишах

Россия и Азербайджан показали историю кинематографа в афишах
25.05.2016
Рубрика: Культура

В Москве проходит уникальная выставка «История советского кино в киноплакате», где представлены редкие афиши к знаменитым фильмам бывших союзных республик.

В экспозицию выставки, которая проходит в рамках Года кино, вошли более трехсот авторских работ, таких знаменитых художников-графиков, как Владимир и Георгий Стенберги, Александр Брусилов, Михаил Хазановский, Василий Островский, Мирон Лукьянов и многих других. Их афиши подобны зеркалу времени, глядя в которое возникает желание вновь пересмотреть старое кино. Кроме того, стоит отметить, что эта выставка является и своего рода символом дружбы между народами, некогда объединенных одной большой страной.

Знаменитый российский актер Сергей Юрский, вспоминая довольно тяжелый период в карьере, когда серьезных ролей в отечественном кино не было, да и с работой в театре БДТ имени Горького тоже не все было гладко, с теплотой отзывается о киностудии «Азербайджанфильм» – подарившую ему тогда съемки в фильме «Дервиш взрывает Париж». Кинолента, снятая по мотивам пьесы азербайджанского писателя Мирзы Фатали Ахундова, полная искрометного юмора и забавных ситуаций не оставила равнодушным ни одного советского зрителя. После съемок в этом фильме у Сергея Юрского было еще много ролей, в том числе в картине режиссера Юлия Гусмана «Не бойся, я с тобой». А однажды актера в составе театральной труппы принимал тогдашний глава Азербайджанской Республики Гейдар Алиев.

– Моя благодарность Баку безгранична. Всё тепло, которое мне было дано Азербайджаном на тот сложный период, я душевно все эти годы отдаю и Баку, и моим коллегам, связанным с Азербайджаном. Баку – это по-настоящему мой город. В своё время я даже написал книгу под названием «Жест», где целая глава «Каспийский берег», посвящена именно Баку. Это и проза, и стихи, а главное – тёплые и добрые воспоминания об Азербайджане, – говорит он.

В павильоне Манежа плакат к культовому фильму «Дервиш взрывает Париж», автором которого является известный художник-реалист Александр Брусилов, расположен рядом с афишей выдающегося графика Василия Островского к другой известной азербайджанской кинокартине «Последняя ночь детства». Одну из главных ролей в этом фильме сыграл Анвар Гасанов, ярко передавший характер своего персонажа Мурада – юношу, только вступающего во взрослую жизнь и ищущего свой правильный путь. Кинолента получила множество наград международного фестиваля, включая премии за лучшею режиссуру, лучшую мужскую роль и лучшую музыку к фильму, автором которой был Полад Бюльбюль-оглы. Анвар Гасанов до сих пор с теплотой вспоминает те съемки и работу с выдающимся режиссером Арифом Бабаевым.

– Однажды я пришел на съемки в очень хорошем настроении, что совсем не соответствовало сцене. Ариф Бабаев объяснял мне мою задачу, а я никак не мог изобразить сосредоточенный и суровый взгляд. И тогда он стал кричать на меня: «Какой ты бестолковый, если бы я знал, то не приглашал бы тебя на эту роль! И это мой сосед, мой друг!» Конечно, мне стало очень обидно, я разозлился на такие слова – и тут Ариф кричит: «Стоп!» Оказывается, меня все это время снимал оператор, вот это мое состояние. Ариф меня обнял и говорит: «Не обижайся, прости меня. Если б я это не сказал, у нас бы не получилась сцена. У тебя так глаза горели от злости, когда ты на меня смотрел! – говорит Анвар Гасанов.

Руководитель межпарламентской группы дружбы Россия-Азербайджан Дмитрий Савельев отметил, что главный секрет успеха московской выставки киноплаката – в самих афишах. Ведь художники, как режиссеры, при создании своих работ словно монтировали фильм, только на бумаге.

– Кино – это ведь наше наследие, концентрация всего самого лучшего, что было между всеми народами СССР: дружбы, взаимовыручки, уважения, искренности. Россия и Азербайджан сумели сохранить это, с некоторыми другими странами, к сожалению, столь тесные и теплые контакты утрачены – но это не значит, что они не могут быть восстановлены. Ведь пока у нас есть одна на всех любовь к чему-то общему – например, к советскому кино – мы останемся на одной волне, – говорит депутат.