Россия Онлайн - новости России

Песни Высоцкого теперь можно не только услышать, но и увидеть.

09.11.2011
Рубрика: Культура

Песни Высоцкого теперь можно не только услышать, но и увидеть.

Самые известные песни Владимира Высоцкого теперь можно не только услышать, но и увидеть. Творения барда «зазвучали» в рисунках его друга, художника Михаила Шемякина, чья выставка открылась в Музее изобразительных искусств имени Пушкина.

Гроб, Красная площадь, актер в образе Пушкина и люди с черепами вместо голов — так Михаил Шемякин видит песню Владимира Высоцкого «Кони привередливые». Без подписи это понять было бы сложно. По словам художника, рисунки разъясняют стихи его друга-поэта. Журналисты же просят Шемякина разъяснить сами иллюстрации.

«Купола в России кроют чистым золотом — чтобы чаще Господь замечал», но чистое золото в понятии Высоцкого – это были как раз вот эти раны и увечья души. Поэтому и вся моя позолота состоит из имен невинно расстрелянных людей», — рассказал Шемякин.

Они не просто были близкими друзьями — творили вместе. Под впечатлением от произведений художника Высоцкий создавал свои. Он посвятил Шемякину «Купола», «Конец охоты на волков», «Осторожно! Гризли!». На выставке представлен автограф стихотворения «И кто Вы суть? Безликие кликуши?» — тоже Михаилу Шемякину. В экспозиции шемякинская иллюстрация еще одного посвящения – песни «Французские бесы». В ней почти дословно рассказывается о единственном кутеже двух друзей. Шемякин справа, в своей узнаваемой фуражке, Высоцкий с гитарой поет «На Большом Каретном» и уже дошел до слов: «А где твой черный пистолет?».

«И поскольку я его охранял, но будучи нетрезвым сам, я выхватил пистолет из-под мышки — в кобуре висел — и стал стрелять в потолок. Последнее, что увидел, — солидный зад Любимова, который нырял под стол», — вспоминает художник.

Их познакомил Михаил Барышников в 1974 году в Париже. Художник и поэт до рассвета бродили вдоль Сены, Высоцкий просил Шемякина восполнить его пробелы в знаниях о живописи. Оказалось, что артист без ума от Ван Гога и Хаима Сутина.

Позже Шемякин в собственной мастерской записывал на пластинки песни Владимира Высоцкого, чему специально выучился на скоростных курсах любителей-звукооператоров. Вышло семь альбомов, которые называют лучшими из профессиональных записей Высоцкого.

«Эта фотография была опубликована в газете «Новый американец», когда Володя умер. Это работу по моим эскизам делал замечательный керамист Александр Ней – Саша Нежданов. Он делал большую серию черепов, и Володе это очень понравилось. И однажды говорит: «Вот так я хочу попрощаться, как Гамлет», — вспоминает Михаил Шемякин.

Серию иллюстраций Шемякин готовил почти десять лет. В рисунках нет никакого вымысла художника – только метафоры поэта, причем, дословно.На выставкепредставлены  42 иллюстрации — по количеству лет, прожитых Владимиром Высоцким. Все они вошли в книгу под названием «Две судьбы». Под обложкой издания Михаил Шемякин собрал как стихи поэта, так и воспоминания о дружбе с ним.