Россия Онлайн - новости России

Российская художница о Баку: «Мне было суперкомфортно»

Российская художница о Баку: «Мне было суперкомфортно»
08.09.2017
Рубрика: Культура

Фонд поддержки молодых российских художников Gogova Foundation, основанный Марианой Губер-Гоговой в прошлом году, начал свой новый проект по международному обмену между людьми искусства с открытия резиденции в столице Азербайджана.

В середине сентября в Баку заканчивается выставка первого резидента Фонда Ульяны Подкорытовой, которая произвела неизгладимое впечатление на жителей и гостей столицы, создав ее звуковой портрет. Как призналась журналисту межпарламентской группы дружбы Россия-Азербайджан под руководством Дмитрия Савельева сама резидентка, древний город ее поразил и очаровал. «Мое первое впечатление о Баку было связано как раз с тем, как много мужского в этом городе. И первая история – мужская, она называется «Таксист», — рассказывает Ульяна Подкорытова о своем проекте. – Россия – это очень матриархальная страна. В Азербайджане ситуация совершенно обратная. И первое что ты чувствуешь, это очень сильную и мощную мужскую энергетику». Свой «мужской» музыкальный этюд художница посвятила трагедии Азербайджана, ведь, несмотря на мир и спокойствие, которые царят на большей части Республики, страна находится на военном положении. Этюд составили голоса совершенно разных мужчин: не только таксистов, но и уличного зазывалы, продавца малины, дедушек, разговаривавших о своем в старом городе. Поэтому вторая история – «Колыбельная» – стала «женской». Она тоже, как говорит художница, «грустная» и посвящена экологической обстановке на Каспии. Музыкой здесь служат звуки от пальцев ткачих, которые работают в музее ковра, и от нефтекачек, работающих на Апшеронском полуострове, и, конечно, моря.

«Поскольку мужской и женский этюды указывают на болевые точки, связанные с какими-то тревогами в стране, то третий я решила сделать более веселый – это этюд детский, — продолжает Ульяна. – Он состоит из звуков огромного количества детей, которые бегают по Баку. У меня у самой маленькие дети, и для меня было особым удовольствием наблюдать за тем, что город просто взят в плен: везде дети – бегающие, несущиеся, кричащие. И днем, и ночью. Это была такая детская, веселая история, с разными словами и вопросами, которые задавали мне дети на улице».

Трехчастность лежит в основе проекта. На трех этажах галереи Gogova Foundation в Баку расположены не только сами музыкальные портреты, но и партитуры к ним, выглядящие как живопись, и видео, где художница выступает и как музыкант. «Я брала элементы из национальных азербайджанских ковров, а также из национальной керамики, и этими узорами обозначала определенные звуки, — объясняет художница. – Например, мугам – это преимущественно мужской оркестр, женщины очень редко выступают. И там есть зурна, которую я записывала на улице. Она имеет настолько мощную силу звука, что пробивает практически полностью весь оркестр. А затем все три партитуры я спела в видео, чтобы окончательно пропустить город через себя».

Между тем, художественный проект открыл для россиянки и новую страницу ее семейной истории и не только. «Брат моего дедушки приехал в Азербайджан примерно в 47-м году, и с этой частью семьи практически не было никакой визуальной, тактильной связи, только письменная. И вот я встретилась со своими родственниками. Для меня это просто суперпутешествие, потому что, помимо работы, оно было наполнено какими-то еще эмоциональными составляющими. Мне очень понравилась страна. Я объездила Азию, была и в Китае, и Индонезии, была в Европе, если брать Кавказ – была в Грузии. Но Баку на первом месте. Я просто очарована этим городом, потому что, помимо того, что тут очень много интеллигенции, здесь еще и потрясающая история. А когда я показывала своим друзьям фотографии, никто не мог понять, где я нахожусь, потому что никто не знает о том, насколько развита современная архитектура в Баку и насколько это красивый, аккуратный и приятный город, и какие здесь люди гостеприимные».

Отдельно художница отмечает, отсутствие языкового барьера в общении при наличии огромного количества интересных собеседников. «В Баку я практически никого не знала. Фонд мне предоставил менеджера – Мехбару Аббасову, которая занимается галереей Gogova Foundation в Баку, где мы, резиденты Фонда, делаем выставки. Она также является преподавателем в Азербайджанской академии художеств по истории искусств. Через нее у меня было очень много контактов с художниками и с музыкантами. И все подружились – а в Баку это происходит супербыстро: сразу начинаешь ходить в гости, в мастерские, сразу вы начинаете вместе рисовать. В общем, мне было бы интересно посотрудничать, потому что там есть ребята, которые жили и в Австрии, и в Париже, и которые в центре внимания держат то, что конкретно сейчас происходит в мире в искусстве. В Баку огромное количество интересных, образованных людей, я всеми руками и ногами за то, чтобы поучаствовать в каком-нибудь совместном мероприятии. Проблем с коммуникацией нет никакой, все-таки у Азербайджана очень серьезная историческая связь с Россией и очень много русских живет в Баку, — отмечает она. – Но тут главное даже не русский язык, а хорошее отношение друг с другом. Я не чувствовала никакой агрессии, не смотря на то что у нас разные религии. Мне было суперкомфортно».