15.06.2018

Ашраф Гейбатов: «Мое сердце осталось в Москве»

Ашраф Гейбатов

Знаменитый на весь мир азербайджанский художник уверен, что национальный сегмент в искусстве – весомый фактор сохранения целостности нации.

Ашраф Гейбатов из той породы служителей муз, для которых достоинство и честь наполнены глубинным смыслом и которые не считают истинным мерилом своего творчества звонкую монету. В этом кроется причина нелюбви художника к галерейному формату. Картины Ашрафа Гейбатова хранятся в музеях искусств, во множестве частных коллекций по всему миру, однако он прямо говорит: я некоммерческий художник. «Для меня важнее отношения между людьми, для меня очень важно мое доброе имя, — признается мастер журналисту межпарламентской группы дружбы Россия-Азербайджан под руководством Дмитрия Савельева. – Знаете, пусть я лучше буду голодным, но у меня останется достоинство. У меня много зарубежных выставок – но не в галереях, где можно продавать под процент, а в крупных международных организациях».

Кстати, последняя московская выставка Гейбатова прошла в новом здании МГИМО. Всего публике было представлено 35 картин – по числу лет, прошедших с первой выставки художника, состоявшейся как раз в стенах этого института. Причем все эти полотна были отобраны из тех, что в разное время оставались в российской столице. Гейбатов специально прилетел за две недели до открытия, чтобы переработать старые полотна – подправить композицию, расставить акценты так, как подсказывает приобретенный творческий опыт. «Эта выставка была хорошим поводом, чтобы встретиться, пообщаться с друзьями, — оценивает событие Ашраф Гейбатов. – Как сказал в произведении Сент-Экзюпери, общение – это роскошь. Особенно это верно в наше время. На выставках, на концертах в Москве это выпукло. Общение – вот и всё. И я это получил: общение с друзьями, с интересными людьми, с красивыми женщинами, с умными мужчинами. Я чувствую себя счастливым. Получился настоящий праздник. И этот праздник со мной разделили мои друзья и те, кому нравятся мои работы».

Несмотря на то, что в последние годы художник живет и работает в Берлине, Москва продолжает играть огромную роль в его жизни. «Я очень люблю Москву, — признается мастер. – Я бывший москвич – но бывших москвичей не бывает, так же как и бывших бакинцев – каждый год приезжаю в Москву. Уехал в 95-м, но сердце осталось здесь. Я воспитан на русской культуре, на русской литературе. Здесь очень много друзей и очень широкий круг общения». Точно так же крепки остаются и связи художника с родиной. «Приезд в Баку – это праздник для меня, — говорит Гейбатов. – Он всегда в моем сердце, в моей душе. И я не отделяю Баку от Москвы. Я в Москве сформировался как художник, работая с известными большими профессиональными художниками-монументалистами».

И если Россия дала художественное становление, то из Азербайджана взяты основы – национальная оставляющая, которая делает творческий характер работ Гейбатова поистине уникальным. «Чем можно уничтожить народ? Алкоголем, наркотиками – и лишением искусства национальной идентичности, — размышляет художник. – Искусство должно объединять народы. И, естественно, в моих работах есть национальный сегмент. Искусство по сути универсально, но должен присутствовать национальный сегмент. Гениальный Сикейрос настолько был национальным мексиканским художником, что благодаря ему в мире больше знали о Мексике. Или вот Киргизию знают по литературе Чингиза Айтматова. Иногда в культурной акции можно больше сказать о своем народе, чем на посвященной этому научной конференции».

Related Images:

Сергей Пабликанов

Главный редактор “Россия-онлайн”

Ссылки на автора:

Темы новости

Все новости лентой

за 6 марта 2024 года