Россия Онлайн - новости России

Азербайджанский джаз-мугам покоряет Москву

Азербайджанский джаз-мугам покоряет Москву
21.06.2019
Рубрика: Культура

Известный пианист, теоретик музыки Риад Маммадов рассказал журналисту межпарламентской группы дружбы Россия-Азербайджан под руководством депутата Госдумы Дмитрия Савельева о своем новом проекте, который недавно был представлен в Аптекарском огороде и вызвал огромный интерес у искушений столичной публики.

Имя Риада Маммадова хорошо знакомо любителям классической музыки и в Москве, и в Баку. Его исполнительская манера, гармонично сочетающая европейские и восточные традиции, не оставляет равнодушным никого.

«Я всегда гордился тем, что несу в себе традиции обеих этих культур. Азербайджанской – потому что я там родился, до 17 лет жил в Баку. Азербайджанская культура в моей ДНК, впитана с молоком матери, пришла через воздух, через море, через тандыр. В 17 лет я поступил в Московскую государственную консерваторию, и здесь, в Москве, продолжилось моё личностное становление, здесь я сформировался и продолжаю формироваться и как человек, и как музыкант. Теперь русская культура уже в моей ДНК, как и азербайджанская».

Риад Маммадов с особой теплотой вспоминает общение с пианистом и композитором Павлом Кондратьевым, которое помогло ему раскрыть тонкости прочтения многих музыкальных сочинений, как русских, так и зарубежных композиторов и позволило глубже погрузиться в основы русской музыкальной профессиональной школы. Неизменной любовью пользуются у музыканта и азербайджанские композиторы, среди которых он в первую очередь выделяет Кара Караева.

«В Москве вообще большой интерес к Караеву, этому выдающемуся композитору. Он был учеником Шостаковича, прошёл у него высокопрофессиональную школу композиторского мастерства, сублимируя в себе и азербайджанскую, и западную, и русскую риторики, — поясняет Риад Маммадов. – Это привело к великолепному синтезу культур, который мы прочитываем, когда слушаем сочинения Кара Караева. Азербайджан и Россия всегда были тесно связаны, причём не только в советское время, но и до этого. Именно поэтому в Азербайджане я представляю сочинения русских классиков, а в России – азербайджанских.

Мне очень важно донести до азербайджанской публики то, чему меня учили мои педагоги: Виктор Карпович Мержанов, Михаил Викторович Лидский, Александр Зиновьевич Бондурянский, мой любимый
профессор в аспирантуре Ксения Вадимовна Кнорре, которой я очень обязан и которая является судьбоносным человеком в моей жизни. Это самое настоящее олицетворение русской фортепианной школы, и мне очень приятно осознавать тот факт, что я могу поделиться этим с соотечественниками в Азербайджане. Я стараюсь без всяких громких заявлений просто делать своё дело на благо дружбы и процветания наших стран».

Риад Маммадов джаз-мугам покоряет МосквуНедавний концерт в Аптекарском огороде стал еще одним этапом знакомства российской публики с азербайджанкой музыкой посредством блестящего исполнительского таланта Риада Маммадова.

«И джазовая культура, и культура исполнения мугама основываются на импровизации – это и есть точка их соприкосновения, — рассказывает о молодом интересном жанре музыкант. – Но вместе с тем, это тотально разные культуры. То, что они объединяются и вместе создают нечто новое – это настоящее чудо. Джаз – молодое явление в музыке, ему всего около ста лет. А мугам родился в X-XI веках, это «восточный Ренессанс».

Мугам можно и трактовать как жанр и как лад, здесь особенное значение имеют определённые поэтические текст тексты писателей и поэтов 12-16 веков и всё же он очень гармонично звучит в сочетании с джазом».

Дорога к этому жанру для Риада Маммадова также оказалась непрямой. Собственно джаз в репертуаре музыканта давно, своим наставником в этом Риад Маммадов считает выдающиегося джазового исполнителя Якова Окуня. А мугаму посвящена одна из глав диссертации Риада Маммадова как музыкального теоретика – работы, написанной под научным руководством профессора Московской государственной консерватории Валентины Холоповой.

«Мой путь к джаз-мугаму был долгим, и когда я осознал, что начал что-то понимать в джазе и мугаме, я решил продолжать то, что делал в своё время основатель жанра Мустафазаде, — рассказывает музыкант. – Все, с кем мы участвуем в проекте «Джаз-мугам» – мои друзья. С каждым исполнителем у меня сложились личные взаимоотношения. С ханенде, Эхтирамом Гусейновым, я познакомился, когда мы вместе летели на гастроли в Канаду. Именно Эхтирам меня познакомил со своими друзьями – таристом Алиага Садиевым и Камраном Керимовым, которые сплотились в мугамное трио и стали сердцем проекта. Для меня очень ценна дружба внутри моего джазового ансамбля.
С Евгением Рябым – потрясающим барабанщиком мы много играем. Я всегда удивляюсь его таланту так органично реагировать на мою исполнительскую динамику во время концерта. Женя Рябой — большой музыкант, унаследовавший свой талант от П.И. Чайковского, чья сестра была его прапрабабушкой. Именно он познакомил меня с талантливым бас-гитаристом Александром Лупачиком, который влюблен в свою профессию и инструмент. На репетициях достаточно было объяснить только лишь форму произведения, и особенности аранжировки, т.к. все остальное мы строили вместе.

Аутентичные сочинения мы исполняем с контрабасистом Игорем Кондуром. Игорь невероятно тонкий и виртуозный музыкант. А самое главное, что все музыканты с хорошим и добрым чувством юмора. Я хотел бы поблагодарить всех, кто поверил в меня и в наш проект, в то, что ещё невозможно было «пощупать», это очень важно и сложно в наше время. Это Фонд Гейдара Алиева в лице Тамиллы Ахмедовой, посольство Азербайджана в России в лице Полада Бюльбюль-оглы и Нигяр Ахундовой. Я очень благодарен за поддержку Аптекарскому огороду и его дирекции: Алексею Ретеюму, Александру Альмину. Ещё я очень благодарен человеку, который усиливает мою веру в то, чем я живу.
Это Маша Грилихес мой друг, организатор и продюсер концерта. Когда заканчиваются творческие силы, особенно сложно заниматься какими-то продюсерскими моментами – убеждать людей, что это действительно интересно. И когда Маша поверила в наш проект – она и сама им загорелась и очень мне помогла».
Риад Маммадов признается, что все участники проекта были бы счастливы представить его в Баку. Но пока в планах играть джаз-мугам в России. «Я очень рад, что в России так тепло приняли этот проект. Возможно, это произошло оттого, что я сам очень люблю Россию. Чтобы полюбили твоё детище, ты должен сам любить тех, кто его полюбит. Я очень люблю русскую культуру, она родная для меня, люблю играть в разных российских городах и часто это делаю. А мои новые творческие проекты – пока секрет – скоро всё
увидите сами», — обещает музыкант.


Темы новости: ,