Россия Онлайн - новости России

Спецпрограммы XXIX кинофестиваля «Послание к человеку»

Спецпрограммы XXIX кинофестиваля «Послание к человеку»
03.09.2019

Объявлены спецпрограммы XXIX кинофестиваля «Послание к человеку». Зрителей ждут 7 специальных программ, 2 ретроспективы, 6 спецпоказов. В Музее истории фотографии пройдет выставка исландского видеоарта. В программе фестиваля пройдут бесплатные мастер-классы, творческие встречи, обсуждения и профессиональные конференции.

Киноавангард Северных стран. Изображения движутся с Севера

Куратор: Мартин Греннбергер (Martin Grennberger, Стокгольм, Швеция)

Эта программа, состоящая из пяти частей, включает в себя как классические, так и современные работы кинематографистов и видеохудожников из стран Северной Европы. Показы пройдут в малом зале кинотеатра Аврора с 15-го по 19-е сентября, с видео и 16 мм кинопленки, при участии режиссеров. Программу представляет куратор Мартин Греннбергер.  

Программа проводится при поддержке Недель Северных стран в Санкт-Петербурге и Совета министров Северных стран, страна-председатель Совета в 2019 – Исландия. Партнеры программы: Посольство Исландии в Москве, Генеральное консульство Финляндии в Санкт-Петербурге, Датский институт культуры, Институт Финляндии в Санкт-Петербурге, Генеральное консульство Швеции в Санкт-Петербурге, комитет по внешним связям Санкт-Петербурга и другие.

В рамках программы состоится выставка исландских видеохудожников Торбьорг Йонсдоттир, Стейны Васулка и Сигурдура Гудьонссона. Выставка пройдет в Музее истории фотографии с 15-го по 20-е сентября. 

Гости программы: режиссеры Ингер Лизе Хансен (Норвегия), Тине Ценнер (Дания), Мика Таанила (Финляндия), Торбьорг Йонсдоттир (Исландия), Сами ван Инген (Финляндия).

Фильмы:

  1. «Всю моя жизнь» (All my life), режиссер Брюс Бейли / Bruce Baillie, 16 мм, 3 мин., США
  2. «Прекращение» (Termination), режиссер Брюс Бейли / Bruce Baillie, 16 мм, 5 мин., США
  3. «Время как вода» (Time Like Water), режиссер Торбьерг Йонсдоттир / Thorbjorg Jonsdottir, DCP, 7 мин., Исландия
  4. «Дерево как человек» (A tree is like a man), режиссер Торбьерг Йонсдоттир/ Thorbjorg Jonsdottir, DCP, 30 мин., Исландия, Колумбия
  5. «Буффало» (Buffalo), режиссер Торбьерг Йонсдоттир / Thorbjorg Jonsdottir, 16 мм, 2 мин, Исландия, США
  6. «Океан, океан» (Ocean Ocean), режиссер Торбьерг Йонсдоттир / Thorbjorg Jonsdottir, 16 мм, 14 мин., Исландия
  7. «Гудрун» (Gudrun), режиссер Торбьерг Йонсдоттир /Thorbjorg Jonsdottir, 16 мм, 4 мин., Исландия
  8. «Дедушка Оскар» (Oskar afi), режиссер Торбьерг Йонсдоттир  / Thorbjorg Jonsdottir, 16 мм, 3 мин, Исландия
  9. «Парк-стрит (Park St), режиссер Торбьерг Йонсдоттир / Thorbjorg Jonsdottir, 16 мм, 4 мин., США
  10. «Конец лета» (End of the summer), режиссер Йохан Йоханссон / Johan Johannsson, DCP, 29 мин. Исландия
  11. «Дом» (Hus), режиссер Ингер Лиз Хансен / Inger Lise Hansen, 16 мм, 8 мин, Норвегия
  12. «Статика» (Static), режиссер Ингер Лиз Хансен / Inger Lise Hansen, 16 мм, 6 мин., Норвегия
  13. «Туман» (Tåke), режиссер Ингер Лизе Хансен /Inger Lise Hansen, DCP, 15 мин., Норвегия
  14. «По течению» (Adrift), режиссер Ингер Лизе Хансен /Inger Lise Hansen, DCP, 9 мин., Норвегия
  15. «Движущиеся поля» (Travelling Fields), режиссер Ингер Лизе Хансен / Inger Lise Hansen, DCP, 9 мин., Норвегия
  16. «Спальный район» (Sleeping District), режиссер Тинне Ценнер / Tinne Zenner, 16 мм, 12 мин., Дания
  17. «Переводы» (Nutsigassat), режиссер Тинне Ценнер /Tinne Zenner, DCP, 21 мин., Дания
  18. «Аррабида» (Arrabida), режиссер Тинне Ценнер /Tinne Zenner, 16 мм, 16 мин., Дания
  19. «Паразит» (Porosite), режиссер Тинне Ценнер /Tinne Zenner, 16 мм, 1 мин., Дания
  20. «Кине-скоп» (Cine-scope), режиссер Александр Гутке / Alexander Gutke, DCP, 5 мин. Швеция
  21.   «Кока №1» (Keep shooting), режиссер Олле Хедман / Olle Hedman, DCP, 1 мин. Швеция
  22. «Film № 9», режиссеры Олле Хедман и Нина Джучимс / Olle Hedman & Nina Jouchims, DCP, 1 мин., Швеция
  23. «Пена» (Spindrift), режиссеры Ян Барк, Эркки Куренниеми / Jan Bark, Erkki Kurenniemi, DCP, 15 мин., Финляндия
  24. «Следуй зримому ритму» (Study in Optical Rhythm), режиссер Бьорн Люнинг / Björn Lüning, DCP, 6 мин., Швеция
  25.   «Человек и наука» (Man and Science), режиссер Мика Таанила / Mika Taanila, DCP, 6 мин., Финляндия
  26. «Ветви» (Branches), режиссер Мика Таанила / Mika Taanila, DCP, 6 мин., Финляндия
  27. «Температура повышается» (Temperature Rising), режиссер Кристин Одлунд  /Christine Ödlund, DCP, 5 мин., Швеция
  28. «Реконструкция» (Reconstruction), режиссер Лина Селандер / Lina Selander, DCP, 5 мин., Швеция
  29. «Это мир Тедди?» (Is This the World of Teddy?), режиссер Эйно Руутсало / Eino Ruutsalo, DCP, 10 мин., Финляндия
  30. «Подвижные картинки» (Kinetic Pictures), режиссер Эйно Руутсало / Eino Ruutsalo, DCP, 5 мин., Финляндия
  31. «Две курицы» (Two Chickens), режиссер Эйно Руутсало / Eino Ruutsalo, DCP, 4 мин. Финляндия
  32. «Хернинг 1965» (Herning 1965), режиссер Йенс Йорген Торсен / Jens Jørgen Thorsen, DCP, 10 мин., Дания
  33. «Как раньше» (-..-), режиссер Сеппо Ренвалл / Seppo Renvall, DCP, 6 мин., Финляндия
  34. «Дневной цикл» (Circle of the Day), режиссер Пайван Кехра / Päivän Kehrä, DCP, 3 мин., Финляндия
  35. «Цена свободы» (The price of our Liberty), режиссер Сеппо Ренвал / Seppo Renvall, DCP, 9 мин. Финляндия
  36. «Энциклопедия «Глобус» (Globe — Encyclopedia), режиссер Сеппо Ренваль / Seppo Renvall, DCP, 7 мин. Финляндия
  37.   «Движущийся эму» (Moving Emu), Сами Ваг Инген / Sami van Ingen, DCP, 3 мин., Финляндия
  38. «Хаму» (Hammu), режиссер Сами ван Инген / Sami van Ingen, DCP, 10 мин., Финляндия
  39.   «Сосны» (Pins), режиссер Сами ван Инген / Sami van Ingen, DCP, 10 мин., Финляндия
  40. «Финское дело» (Finnmunka), режиссер Сами ван Инген / Sami van Ingen, DCP, 12 мин., Финляндия
  41. «Мне нравится эта тишина» (I like this silence), режиссер Мика Таанила / Mika Taanila, DCP, 2 мин., Финляндия
  42. «Летняя прогулка» (A Summer Trip), режиссер Мика Таанила / Mika Taanila, DCP, 3 мин., Финляндия
  43. «Моя семья» (My Family), режиссер Алли Саволайнен / Alli Savolainen, DCP, 4 мин., Финляндия
  44. «Тесты №№ 5 и 6» (Tests nros 5 & 6), режиссер Марьятта Ойя / Marjatta Oja, DCP, 3 мин., Финляндия
  45. «Тесты №№ 7 и 8» (Tests nros 7 & 8), режиссер Марьятта Ойя / Marjatta Oja, DCP, 3 мин. Финляндия
  46. «Зона полного затмения» (The zone of total eclipse), режиссер Мика Таанила / Mika Taanila, 16 мм, 6 мин., Финляндия
  47. «Кирса Николина» (Kirsa Nicholina), режиссер Гунвор Нельсон, 16 мм, 16 мин., Швеция
  48. «Пять художников: БиллБобБиллБиллБоб» (Five Artists: BillBobBillBillBob), режиссер Гунвор Нельсон / Gunvor Nelson, 16 мм, 70 мин., Швеция

Выставка исландского видеоарта “Воспоминания о ландшафте. Обитаемое и запредельное”

Совместно с фестивалем «Недели Северных стран».

Музей истории фотографии (ул. Профессора Попова, 23)

15-20 сентября, с 13.00 до 20.00

Вход свободный 

В Музее Истории фотографии с 15 по 20 сентября пройдет выставка исландского видеоарта “Воспоминания о ландшафте. Обитаемое и запредельное”. На выставке будут представлены работы  исландских видеохудожников Торбьорг Йонсдоттир, Стейны Васулка и Сигурдура Гудьонссона. 

Открытие выставки состоится 15 сентября в 15.00. Выставку откроет художница Торбьорг Йонсдоттир, куратор программы киноавангарда Северных стран  на кинофестивале “Послание к человеку” Мартин Греннбергер. Попасть на экспозицию можно будет с 15 по 20 сентября с 13.00 до 20.00. 

Выставка видеоарта  “Воспоминания о ландшафте. Обитаемое и запредельное” проходит при поддержке Недель Северных стран в Санкт-Петербурге и Совета министров Северных стран, страна-председатель Совета в 2019 – Исландия. Партнеры программы: Посольство Исландии в Москве, Генеральное консульство Финляндии в Санкт-Петербурге, Датский институт культуры, Институт Финляндии в Санкт-Петербурге, Генеральное консульство Швеции в Санкт-Петербурге, комитет по внешним связям Санкт-Петербурга и другие.

Текст куратора Мартина Греннбергера:

В качестве условной и неоднозначной отправной точки эта выставка, которая вместе с пятисерийной кинопрограммой представляет фильмы и видеоарт из скандинавских стран, — рассматривает ландшафты, их топографическое представление и личные интерпретации в объективах 4 исландских художников с довольно разным художественным прошлым: среди них режиссер экспериментального кино, художник, пионер международного видеоарта, и даже композитор, ставший кинорежиссером. Перед выставкой стоит цель — создание плотного фактурного и многослойного изображения с подвижными точками притяжения и взаимосвязями между отдельными работами. 

Видеоработа Торбьорг Йонсдоттир «Тьорса» (2019), созданная в коллаборации с Боргхильдур Оскарсдоттир, показывает самую длинную ледниковую реку в Исландии, снятую с воздуха. Эта крупномасштабная инсталляция сопровождается двумя другими недавними работами Йонсдоттир, снятыми в колумбийских джунглях: «Я чувствую, что превращаюсь в змею» (2019 г.) и «Дерево похоже на человека» (2019 г.). Последняя представлена в виде отдельных кадров.

В видео-триптихе Стейны Васулка «Лава и мох» (Hraun og Mosi) 2000 года мы видим поля лавы около гавани Хафнарфьордюра. Работы Стейны, пионера видеоарта, часто сотрудничающей со своим партнером Вуди Васулкой, уже с конца 1960-х годов исследовали возможности видео. О работе «Лава и мох» Стейна говорит: «Это сложная задача; сдвинуть с места пейзаж, который был заморожен и неподвижен на протяжении многих веков; добиться, чтобы он танцевал. Если бог повсюду, его присутствие, безусловно, наиболее ощутимо в лаве и мхе». Произведение Васулки выражает восторженное, построенное на микро тональностях, трогательно-«близорукое» отношение к предмету. Работа «Вуаль» Сигурдура Гудьонссона (2012) возникла из его интереса к увеличению продолжительности, когда сдвиги и микро движения дают с течением времени почти галлюцинаторное качество: что происходит с нашим восприятием, когда мы погружаемся в пристальное наблюдение за эрозией песка?

Выставка “Воспоминания о ландшафте. Обитаемое и запредельное” Recollections of Landscape: The Habitable and the Beyond 

“Лава и мох”, США / Исландия, 2000 год, автор: Стейна Васулка

«Эйнар Мар вызвал меня к себе в свой дом под названием Светлый Утес в прекрасный день прошлой осенью. Поводом было предложить мне шоу в его собственной галерее, расположенной на потрясающе красивом лавовом поле в Хафнарфьордюре. «Тема – это лава», – сказал он мне. Можете ли вы вписать в нее свою работу? Мой роман с лавой длится с раннего детства, когда эльфы и тролли были еще частью моей реальности. Я помню, что если я достаточно долго смотрела на лавовое поле, оно начинало двигаться, даже издавать звуки. Много лет спустя я съела хорошего мескалина в Хердисарвике и смогла заново вызвать те детские воспоминания и все впечатления, которые его сопровождали. Это сложная задача: сдвинуть с места пейзаж, который был заморожен и неподвижен на протяжении многих веков, добиться, чтобы он танцевал. Если бог повсюду, его присутствие, безусловно, наиболее ощутимо в лаве и мхе» Стейна, май 2000 года.

“Тьорса”, Исландия, 2019 год, авторы: Торбьорг Йонсдоттир и Боргхильдур Оскарсдоттир

«Тьорса» — это 60-минутное одноканальное видео, снятое одним кадром с самолета Cessna, пролетающего вдоль реки Тьорса. Камера следует за ледниковой рекой от ее устья в Атлантическом океане до ее верховьев на леднике Хофсйокюль. Тьорса — самая длинная река в Исландии, длиной 230 км. Она протекает через разные ландшафты, от ледника в высокогорье, через лавовые поля и до луговых земель, где наконец соединяется с океаном. За последние десятилетия на Тьорсе было построено пять гидроэлектростанций, и, по крайней мере, еще две планируется в следующем году, что вызвало недовольство как местных жителей, живущих в районе предполагаемых плотин, так и защитников природных ресурсов.

“Я чувствую, что превращаюсь в змея”, Исландия / Колумбия, 2019 год, автор: Торбьорг Йонсдоттир

Я чувствую, как мое лицо превращается в лицо змея. Мои челюсти раскрываются, и мой рот открывается широко, шире, чем я могу его открыть. Я чувствую, что мои ноздри и все мое лицо становятся плоскими. Я издаю шип, и меня рвет через широко открытый рот змеи, а затем я снова становлюсь собой. 

“Вуаль”, Исландия, 2012 год, автор: Сигурдур Гудьонссон 

 «Вуаль» – это фильм, снятый одним кадром на ветреном черном песке в Скейдарарсандуре в Исландии. Невидимый ветер создает завесу из песчинок, покрывающую землю. Успокаивающее движение и звук рождают медитативный опыт, ментальное пространство для аудитории, чтобы попеременно сосредотачиваться на своем сознании и выходить из него.


Темы новости: