Объявлены спецпрограммы XXIX кинофестиваля «Послание к человеку»
Объявлены спецпрограммы XXIX кинофестиваля «Послание к человеку». Зрителей ждут 7 специальных программ, 2 ретроспективы, 6 спецпоказов. В Музее истории фотографии пройдет выставка исландского видеоарта. В программе фестиваля пройдут бесплатные мастер-классы, творческие встречи, обсуждения и профессиональные конференции.
«Экран касается нас»
Куратор — Алёна Королёва (Санкт-Петербург)
Программа представляет коллекцию документальных/
Фильмы:
- «Метеоры» / Meteors, режиссер Гурцан Келтек / Gürcan Keltek, Турция-Нидерланды, 81 мин.
- «Без слов» / Speechless, режиссер Саломе Джаши / Salomé Jashi, Грузия, 12 мин.
- «О, преследуемые» / O, Persecuted, режиссер Басма Альшариф / Basma Alsharif, 12 мин.
- «Я потрогала её ноги» / I Touched Her Legs, режиссер Ева Мари Родбро / Eva Marie Rodbro, Дания, 15 мин.
- «Да приидет царствие твое» / Thy Kingdom Come, режиссер Юджин Ричардс / Eugene Richards , 40 мин.
- «Животное кино» / Animal Cinema, режиссер Эмилио Ваварелла / Emilio Vavarella,США, 12 мин.
- «Инструкция как сделать фильм» / Instructions on How to Make a Film, режиссер Назли Динчел / Nazlı Dinçel, США, 13 мин.
- «Гламурные парни Танг» / Glamorous Boys of Tang, режиссер Су Хуэй Юй / Su Hui Yu, Тайвань, 15 мин
- «Со-бытие» / Interbeing, режиссер Мартина Хоогланд Иванов / Martina Hoogland Ivanow Швеция, 11 мин.
- «Повторы из Сэнт Бэвэнс» / St. Bathans Repetitions, режиссер Александре Ларосе / Alexandre Larose, Канада, Новая Зеландия, 20 мин.
- «Нить» / The Thread, режиссеры Пабло Поланко, Пьетро Булгарелли / Pablo Polanco, Pietro Bulgarelli, Чили, Коста Рика, 6 мин.
- «На связи» / In Touch, режиссер Павел Земильский / Pawel Ziemilski, Польша, 60 мин.
«Распад социализма. К 30-й годовщине падения Берлинской стены»
Кураторы – Алексей Артамонов (Санкт-Петербург), Катерина Белоглазова (Москва)
Приуроченная к годовщине разрушения Берлинской стены, данная программа ставит своей целью рассмотреть противоречия и причины, приведшие к поражению социалистических режимов в конце 1980-х — начале 1990-х годов, а также неоднозначные последствия их краха. Кризис плановой экономики и переход к свободному рынку, десоветизация и установление новой идеологии, рост национализма и ностальгия по третьему пути — таковы темы выбранных фильмов, описывающих указанные процессы как изнутри, так и с исторической дистанции.
В центре программы — три картины, связанные с политическим транзитом в ГДР. Это видеоэссе «Материал» Томаса Хайзе, документировавшего события и общественные дискуссии осени 1989-го, «Берлин – Пренцлауэр-Берг» Петры Тшортнер, показывающий жизнь простых жителей восточного Берлина после падения стены, но до введения единой валюты, и фильм Андреаса Голдштейна «Функционер», в котором история страны разворачивается через личное измерение — биографию отца режиссёра, министра культуры ГДР. В «Автобиографии Николае Чаушеску» Андрей Ужика, пользуясь исключительно официальной хроникой, показывает, как менялись изображение вождя социалистической Румынии и политический язык его режима. Российский контекст отражают «Новости дня», фильм Дины Караман, полностью смонтированный из кадров советских киножурналов, и работа «Опальные памятники» Лоры Малви и Марка Льюиса, фокусирующаяся на судьбе исторических монументов в постреволюционной ситуации. Тему этнических войн на территории бывшей Югославии раскрывает балканская трилогия Криса Маркера. А Марк Карлин в «Сценах для революции» пытается разобраться в причинах поражения социалистов в Латинской Америке: в центре фильма — сандинистское движения в Никарагуа.
В рамках программы 21 сентября в Белом зале Европейского университета в Санкт-Петербурге состоится научная конференция на тему политических и культурных аспектов распада социализма, а в магазине «Порядок слов» 22 сентября — петербургская премьера фильма «Полупроводник» художника и режиссера Олега Мавроматти.
Гость программы — режиссер-документалист Томас Хайзе (Германия)
Начал карьеру режиссера документального кино в Студии кинохроники в Восточном Берлине, с 1983 года работает как независимый режиссер. Последние фильмы Хайзе становились участниками Берлинале и других престижных фестивалей. Специализируется на крупных формах (фильмы продолжительностью от 3 часов и более) и исследованиях киноархивов.
Представляет два своих фильма: «Материал» (2009) и «Родина это место во времени» (2019) в программах «Распад социализма» и «Панорама.Док».
Фильмы:
- «Сцены для революции» / Scenes for a Revolution (1991), режиссер Марк Карлин / Marc Karlin, документальный, Великобритания, 110 мин.
- «Автобиография Николае Чаушеску» / The Autobiography of Nicolae Ceaușescu (2010), режиссер Андрей Ужика / Andrei Ujică, документальный, Румыния, 187 мин.
- «Функционер» / The communist (2019), режиссер Андреас Голдштейн / Andreas Goldstein, документальный, Германия, 71 мин.
- «Берлин – Пренцлауэр-Берг» / Berlin Prenzlauer Berg (1991), режиссер Петра Тшортнер / Petra Tschörtner, документальный, Германия, 75 мин.
- «Материал» / Material (2009), режиссер Томас Хайзе / Thomas Heise, документальный, Германия, 166 мин.
- «Прайм-тайм в лагерях» / «Le 20 heures dans les camps» (Prime time in the Camps, 1993), режиссер Крис Маркер / Chris Marker, документальный, Франция, 27 мин.
- «Голубая каска» / Casque bleu (Blue Helmet, 1995), режиссер Крис Маркер / Chris Marker, документальный, Франция, 26 мин.
- «Мэр в Косово» / Un maire au Kosovo» (Mayor In Kosovo, 2000), режиссер Крис Маркер, документальный, Франция, 28 мин.
* Показ фильмов Криса Маркера – на французском языке с русскими субтитрами (без перевода на английский).
- «Новости дня» / A Chronicle of the day (2019), режиссер Дина Караман / Dina Karaman, Россия, 62 мин.
- «Опальные памятники» / Disgraced Monuments (1994), режиссер Лора Малви, Марк Льюис / Laura Mulvey, Mark Lewis, США, 49 мин.
- «Полупроводник» / Semiconductor (2018), режиссер Олег Мавроматти / Oleg Mavromatti,, 93 мин.
Научная конференция: «Распад социализма. Противоречивое наследие»
- 21 сентября, Европейский университет в Санкт-Петербурге
- Аудитория 430 (Белый зал)
- 14:30-20:00
Научная конференция, приуроченная к специальной программе «Распад Социализма. К 30-й годовщине падения Берлинской стены», ставит своей целью рассмотреть предпосылки и следствия распада мировой системы социализма в конце 1980-х — начале 1990-х годов. Завершая исторические коллизии XX века, эта трансформация стала отсчетной точкой для новейшей истории и, спустя 30 лет, может быть рассмотрена как одно из вытесненных оснований современных политических и идеологических процессов. В фокусе конференции как неоднозначные политические и экономические последствия этого события, так и механизмы смены режимов идеологической репрезентации и выработки нового отношения к исторической памяти. Другая важная ее тема — обсуждавшийся во время самих событий и впоследствии поиск третьего пути, альтернативного как существовавшим моделям социализма, так и глобальному неолиберализму. Конференция пройдет 21 сентября в Белом зале Европейского университета в Санкт-Петербурге.
Экспозиция Йонаса Мекаса в Музее сновидений Зигмунда Фрейда
Часы работы выставки:
14, 15, 17 и 21 сентября — с 16:00 до 21:00.
16, 18, 19 и 20 сентября — с 15:00 до 21:00.
Небольшая экспозиция в рамках кинофестиваля “Послание к человеку” и в рамках специальной кинопрограммы, приуроченной к юбилею падения Берлинской стены и посвященной распаду социализма.
Йонас Мекас — американо-литовский поэт, кинорежиссер и кинокритик, которого называют крестным отцом американского киноавангарда и основоположником жанра кинодневника, основатель и руководитель крупнейшего в мире хранилища экспериментального кино Anthology Film Archives, друг и соратник Энди Уорхола, Аллена Гинзберга, Джорджа Мачюнаса, Йоко Оно, Джона Леннона и прочих ключевых фигур культуры второй половины XX века, многих из которых он запечатлел в своих фильмах, — имел крайне сложную судьбу, сформированную лихими изгибами прошедшего столетия. В оккупированной сначала советскими, а потом немецкими войсками Литве он выпускал подпольную газету, о чем стало известно гестаповцам. Чтобы избежать ареста, вместе с братом Адольфасом он пытался уехать в Вену, но в Германии их вагон прицепили к поезду с военнопленными и направили в трудовой лагерь под Гамбургом, где они провели последний год Второй мировой. После — лагерь для перемещенных лиц и эмиграция в США, где Мекасу было суждено принципиально изменить ландшафт независимого американского кино. Опыт советской и немецкой оккупации оставил на нем неизгладимую печать. «Я ненавижу большие государства, большую историю, большие войны», — говорит Мекас в фильме «Потери, потери, потери». Оппозиция, которую он предлагает, — «маленькие нации против больших; поэты против политиков». Этой программы Мекас придерживался всю свою жизнь, которая оборвалась 23 января 2019 года. Ему и его принципам посвящена небольшая экспозиция в Музее сновидений Фрейда, которая проходит в рамках программы «Распад социализма. К 30-й годовщине падения Берлинской стены». В нее войдут его пятичасовой фильм «Литва и распад СССР» и шестичасовое интервью, которое он дал Мемориальному музею Холокоста США незадолго до своей смерти.
1) «Литва и распад СССР», Йонас Мекас, 2009, 286 мин
Фильм создан из записей, которые Йонас Мекас сделал с помощью своей ручной камеры Sony во время процесса распада СССР — заснятых им американских телевизионных новостных передач, освещавших события, за которыми он следил из своей квартиры в Нью-Йорке. Сам Мекас предлагал рассматривать фильм как классическую греческую драму, в которой судьбы наций радикально меняются под воздействием воли и иррационального желания одного конкретного человека (Витаутас Ландсбергис) и одного маленького народа, полного решимости отвоевать свою свободу и поддерживаемого силами Олимпа в своей схватке с Великим и Могущественным, против невозможного.
2) Видео-интервью с Йонасом Мекасом, проведенное в июне-июле 2018 года Мемориальным музеем Холокоста США
В этом шестичасовом интервью, которое Йонас Мекас, родившийся в небольшой литовской деревне в 1924 году, дал незадолго до своей смерти в январе 2019 года, он рассказывает о своем детстве, молодости в советской Литве, о распространении подпольных антисоветских публикаций, о немецкой оккупации Литвы и участии в антигитлеровском подпольном сопротивлении, о побеге из Литвы вместе с младшим братом Адольфасом, последующем аресте и заключении в трудовом лагере в Германии, побеге из него, нахождении в лагере для перемещенных лиц и, наконец, об эмиграции в США и приезде в Нью-Йорк в 1949 году.
Йонас Мекас (1922 — 2019) — американский и литовский поэт, кинорежиссёр и кинокритик, основоположник жанра кинодневника, основатель и руководитель нью-йоркской синематеки «Антология архивного кино», крупнейшего хранилища экспериментальной кинопродукции, один из лидеров «нового американского кино», «крёстный отец нью-йоркского киноавангарда», лауреат Национальной премии Литвы в области литературы и искусства (1995) и многих других наград. Дружил и сотрудничал с Сальвадором Дали, Энди Уорхоллом, Алленом Гинзбергом, Джорджем Мачюнасом, Йозефом Бойсом, Джоном Ленноном, Йоко Оно, Нико и другими ключевыми художниками и деятелями культуры второй половины XX века.
100 лет ВГИК
Всероссийский государственный институт кинематографии им. С.А. Герасимова в 2019 году отмечает свой 100-летний юбилей. Это знаковое событие и для отечественной кинокультуры, и для мировой киноиндустрии в целом. Ведь среди выпускников ВГИКа не только наши выдающиеся мастера – В. Абдрашитов, Ф. Бондарчук, С. Говорухин, А. Кончаловский, С. Михалков, А. Сокуров, С. Соловьев, А. Тарковский, М. Хуциев, В. Шукшин и многие другие, но и зарубежные: В. Ахадов, А. Вагенштайн, К. Вольф, Э. Гофман, Р. Ибрагимбеков, М. Каюмов, М. Месарош, Т. Тот и др.
В соответствии с Указом президента Российской Федерации «О праздновании 100-летия Всероссийского государственного института кинематографии им. С. А. Герасимова» от 16.11.2017 года №551 ВГИК в течение 2018 – 2019 годов провел творческие мероприятия в России и за рубежом: десятки мастер-классов, концертов, спектаклей, художественных выставок, творческих встреч, показов фильмов в городах России, странах ближнего зарубежья: Азербайджане, Армении, Белоруссии, Казахстане, Киргизии, Узбекистане, Таджикистане, а также в странах дальнего зарубежья: Италии, Румынии, Сербии, Франции и других.
В рамках XXIX Международного фестиваля документальных, короткометражных игровых и анимационных фильмов «Послание к Человеку» ВГИК им С.А. Герасимова представляет специальную программу, посвященную 100-летию института, в которую вошли дипломные и курсовые работы мэтров отечественного кинематографа, таких как Ф. Бондарчук, А. Кончаловский, Н. Михалков, К. Шахназаров, а также дипломные фильмы выпускников последних лет.
Фильмы:
- «Репортаж с асфальта, 1971, режиссер В.Ю. Абдрашитов, 10 мин.
- «Сон в летнее утро, 1989, режиссер Ф. Бондарчук, 18 мин.
- «Контрабас, 2002, режиссер А. Меликян, 22 мин.
- «Азниф, 2010, режиссер Э. Оганесян, 20 мин.
- «Кира, 2015, режиссер В. Санду, 19 мин.
- «В горах моё сердце, 1967, режиссеры И. Киселева, Р. Хамдамов, 31 мин.
- «Мальчик и голубь, 1961, режиссеры А. Кончаловский, Е. Осташенко, 20 мин.
- «Пугало, 2000, режиссер А. Котт, 15 мин.
- «Тяжелая работа старых мойр, 2000, режиссер П. Буслов, 16 мин.
- «Точка бифуркации, 2018, режиссер Л. Гардаш, 24 мин.
- «Спокойный день в конце войны, 1970, режиссер Н. Михалков, 33 мин.
- «Мама, 2009, режиссер И. Казанков, 22 мин.
- «Чиппендейл, 2012, режиссер К. Сафина, 20 мин.
- «Питер. Чернуха, 2018, Д. Волков, 25 мин.
- «Шире шаг, маэстро, 1975, режиссер К. Шахназаров, 21 мин.
- «Гурбан, 2011, режиссер А. Аббасов, 25 мин.
- «Наследник, 2013, режиссер Е. Кожакина, 17 мин.
- «Замок эльфов, 2012, режиссер Р. Ильясов, 25 мин.
- «Девочка и дерево желаний, 2018, режиссер А. Лупашко, 17 мин.
Золотой единорог
Международный кинофестиваль «Золотой Единорог» — ретроспектива фильмов-номинантов и победителей международной премии «Золотой Единорог, присваиваемой в Великобритании — в категории «Лучший зарубежный фильм на тему, связанную с российской тематикой».
«Тот факт, на конкурс нашей международной премии «Золотой Единорог» прислали такое количество фильмов, говорит о большом интересе к России, ее истории и культуре, к ее жителям и красоте природы. Нам даже пришлось разделить премию за лучший фильм о России на две: для игровых и для документальных фильмов. Мы рады, что у нас получилась очень неплохая и разнообразная программа, которая поможет российским зрителям узнать, как их страну видят со стороны, рады, что наша кинонеделя в Британии и фестиваль в России способствуют взаимопониманию между народами и их сближению, – говорит Филип Перкон, основатель и Генеральный продюсер Недели российского кино и Премии «Золотой Единорог» .
Расписание показов:
Площадка: киноцентр “Ленфильм”
- 19 сентября, 21:00: «Серхио и Сергей» + Q+A (93 мин), сбор гостей в 20:00, фуршет
- 20 сентября, 17:00-19:00: «Война снайпера” (1 ч 23 мин)
- 20 сентября, 17:00-19:00: «Генезис, документальный (2 часа)
- 21 сентября,17:00-19:00: «Белая стрела», документальный (1 ч 34 мин)
- 21 сентября, 19:00-21:00: «Переводчик» (2 часа)
- 22 сентября, 17:00-19:00: «87 детей» (1 ч 32 мин)
- 22 сентября, 19:00-21:00: «Русская пятерка», документальный (1ч 42мин)
Ретроспектива японского документалиста Кадзуо Хаары
Куратор: Наталья Пылаева
Кадзуо Хара — классик японской документалистики, чьи работы не теряют актуальности и остроты и сегодня. Показы его фильмов проходят в синематеках и на кинофестивалях по всему миру от Гонконга до Нью-Йорка. . Как режиссер и сценарист исследует психологию экстремальных ситуаций и социальных кризисов. Всемирно известная фотограф Сьюзан Зонтаг включила фильм Хары «Голая армия императора идет вперед» в список из 12 наиболее влиятельных документальных фильмов современности.
В ретроспективу вошли три картины, наиболее ярко отражающие особенности режиссерского стиля и видения Кадзуо Хары, его самые резонансные картины. Дебютный «Прощай, ЦП» (1972) об активисте, ведущем борьбу с предрассудками, окружающими больных церебральным параличом. «Предельно личные отношения: Любовная песнь 1974» (1974) – шедевр авто-документалистики, героем которого становится сам Хара в тот момент, когда его бросает жена и приглашает снимать свою новую жизнь и новую любовь. И самый титулованный и знаменитый фильм «Голая армия императора идет вперед», разоблачающая каннибализм в японской армии на исходе Второй Мировой Войны. Его фильмы остро-социальны и в то же время крайне внимательны к личному. Он выбирает неудобный, неприятный материал. Его далекий от объективного стиль можно назвать бескомпромиссным, жестким и в чем-то диким, как и героев его картин. В документалистике Хары – беспрецедентный для своего времени уровень откровенности: перед его камерой может родиться на свет ребенок, а один герой до полусмерти избить другого. Возможно, этот уровень откровенности и непосредственности и есть максимум, который после него уже никто не смог повторить. Хара сумел сочетать мастерство режиссера-наблюдателя с неистовым чувством, и уже поэтому останется в истории кино.
В рамках XXIX Кинофестиваля «Послание к человеку» показы пройдут в присутствии автора.
Фильмы:
- «Прощай, ЦП» / Goodbye CP, режиссер Кадзуо Хаара / Kazuo Hara , 82 мин., Япония
- «Предельно личные отношения: Любовная песнь 1974» / Extreme Private Eros: Love Song 1974, режиссер Кадзуо Хаара /Kazuo Hara, 98 мин., Япония
- «Голая армия императора идет вперёд» /»The Emperor’s Naked Army Marches On, режиссер Кадзуо Хаара, 122 мин., Япония
Шанталь Акерман, ретроспектива
Куратор — Андрей Карташов
Впервые с начала 1990-х годов в России пройдет ретроспектива Шанталь Акерман (1950—2015). В небольшой программе в рамках фестиваля «Послания к человеку» будут показаны семь фильмов Акерман, включая её шедевр «Жанна Дильман». Акерман родилась в Бельгии, работала преимущественно в Париже и Нью-Йорке; её эстетика сформировалась под влиянием, в первую очередь, французской новой волны и американского авангарда. Акерман снимала с начала 1970-х, но только в 2000-е и особенно в 2010-е годы её работы стали постепенно считаться каноном арт-кино. Фильм «Жанна Дильман» 1975 года в настоящее время включается в учебные программы киношкол по всему миру. Фильмы Акерман ускользают от ярлыков и определений, включая даже национальные: до конца жизни она оставалась странствующим режиссёром, в её фильмографии есть работы, снятые в США, Франции, Бельгии, Мексике, Израиле, Германии, Камбодже и России.
Гость программы — Бабетта Мангольт
Франко-американская деятельница современного искусства и кино. С 1970-х годов работает как оператор, режиссёр, монтажёр. Дебютировала как оператор фильмом «Осень» (реж. Марсель Ханун), сотрудничала с Шанталь Акерман на фильмах «Жанна Дильман» и «Новости из дома» на французском языке и продолжала дружить с ней до смерти Акерман; автор нескольких эссе о режиссёре. Также Мангольт известна благодаря документациям перформансов и фильмам, сделанным в коллаборации с хореографами и художниками-перформерами. В их числе Триша Браун, Ивонна Райнер, Марина Абрамович и другие; об Абрамович Мангольт сняла фильм «Семь лёгких пьес» (2007). Избранные тексты Мангольт изданы книгой в 2018 году (издательство Sternberg Press). Её последний на настоящий момент проект — сольная выставка в Музее современного искусства Верхней Вьенны (с 1 марта 2019 года).
Фильмы:
- No Home Movie, 2015, Франция, Бельгия, 115 мин.
- «Я, ты, он, она» / I, You, He, She, 1974, Бельгия, Франция, 86 мин.
- «Взорвись мой город» / Blow Up My Town, 1968, Бельгия, 13 мин.
- «Жанна Дильман, набережная коммерции 23, Брюссель 1080» / Jeanne Dielman, 23 quai du Commerce, 1080 Bruxelles, 1975, Бельгия, Франция, 201 мин.
- «Новости из дома» / News from Home, 1976, Франция, Бельгия, ФРГ, 85 мин.
- «С востока» / From the East, 1993, Бельгия, Франция, Португалия, 107 мин.
- «Встречи Анны»/ Anna’s Meetings, 1978, Франция, Бельгия, ФРГ, 120 мин.
Related Images:
Главный редактор “Россия-онлайн”