Трудовая миграция: летим на юг!

Трудовая миграция: летим на юг!
24.07.2020
Рубрика: Аналитика

Эксперты Kelly Services и Авито Работа опросили более 38 000 россиян о том, что они думают о переезде ради работы. В опросе приняли участие работники и соискатели из восьми федеральных округов Российской Федерации, большинство (60%) – жители городов-миллионников и крупных региональных центров: Москва, Санкт-Петербург, Барнаул, Волгоград, Воронеж, Владивосток, Екатеринбург, Ижевск, Иркутск, Казань, Краснодар, Красноярск, Нижний Новгород, Новосибирск, Омск, Пермь, Ростов-на-Дону, Саратов, Самара, Тольятти, Тюмень, Ульяновск, Уфа и Челябинск.

Почти все опрошенные петербуржцы  (89%) готовы переехать ради высокооплачиваемой работы. Из них 44% согласны уехать навсегда, 17% — на полгода и ещё 14% — на 1-3 года. 

Большинство (80%) жителей России готовы сменить место жительства ради высокооплачиваемой или перспективной работы. Почти половина (48%) согласных на переезд готовы уехать навсегда. Другая половина респондентов предпочла бы проработать на новом месте до 1 года (30%) или от 1 до 3 лет (11%). Еще 6% готовы переехать на срок от 3 до 10 лет.

Летим на юг!

Чуть меньше половины петербуржцев готовы уехать в другую страну (41%), треть — в Москву или другой город-миллионник (33%). Другими популярными направлениями стали юг России (29%),  любое место, куда можно уехать при первой возможности (24%), другой континент (19%), ближайший крупный город или столица региона/края (19%), другой город в рамках региона проживания (17%). К переезду в соседнюю область или регион готовы только 14% респондентов.

В целом по стране наиболее популярными направлениями стали юг России (34%), переезд в другую страну (32%), а также переезд в Москву, Санкт-Петербург или другой город-миллионник (28%). Как показал опрос, для многих людей, готовых поменять место жительства, совершенно не важен регион переезда — около четверти (26%) респондентов готовы переехать куда угодно при первой возможности. Другими популярными направлениями стали ближайший крупный город или столица региона/края (23%), соседняя область или регион (20%) и другой город в рамках региона проживания (19%). Меньше всего желающих переехать на другой континент (14%)

 Куда вы готовы переехать ради работы

Преимущества переезда 

Основные причины переезда для петербуржцев — лучшие финансовые условия и высокая зарплата (89%), возможность карьерного роста (48%), а также более комфортные условия жизни (43%). Среди других важных факторов респонденты отмечали наличие гибкого графика или баланса между работой и личной жизнью (32%), интересный проект и задачи (31%) и высокую цель работы (11%). Меньше всего для респондентов важны репутация или бренд компании (8%).

Основными причинами переезда для россиян также являются лучшие финансовые условия и высокая зарплата (91%),карьерные перспективы (48%) и более комфортные условия жизни (44%). Также имеет значение баланс между работой и личной жизнью (34%), возможность работы с интересными проектами и задачами (25%), высокая цель (развитие региона, отрасли и работа с социальными инициативами), а также репутация и бренд компании работодателя (7%) (рис.2)

Важнейшим фактором для переезда молодых специалистов являются зарплата, карьерный рост, более комфортные условия жизни и баланс между работой и личной жизнью. Для большинства топ-менеджеров наиболее важными критериями также являются зарплата и карьерный рост, но на третье по степени важности место выходит возможность работы с интересными проектами и задачами. Руководители среднего звена и специалисты, помимо оклада и возможности карьерного роста, ценят более комфортные условия жизни. 

Какой из следующих факторов может повлиять на ваше решение о переезде?

Петербуржцы также придают значение климатическим условиям или экологической обстановке (42%), относительно низкой стоимости проживания в целевом регионе (39%), а также наличию хорошей инфраструктуры (31%).  

В целом по стране среди дополнительных факторов, которые привлекают работников, относительно низкая стоимость проживания (41%), благоприятный климат и экология (40%) и наличие удобной инфраструктуры (31%). Также важна хорошая экономическая, социальная и политическая обстановка (15%), социальное окружение (12%), транспортная инфраструктура (10%), а также богатое историческое и культурное наследие (4%) (рис.3)

 факторов может быть важен при переезде на новое место работы

Почти половина (43%) сказали, что у них уже есть опыт переезда ради работы. Большинство менявших место проживания оценили опыт переезда как положительный (70%). Еще 24% относятся к факту переезда нейтрально и лишь 7% признались, что опыт переезда был негативным

Чаще всего местом релокации были Москва, Санкт-Петербург или город-миллионник (37%), другой город в рамках региона проживания (26%), соседняя область или регион (25%). Реже

россияне переезжали в ближайший крупный город – столицу региона или края (19%), город с благоприятным климатом на юге России (15%), в другую страну (12%) или на другой континент (3%).

Самые желанные города для переезда

Участники исследования также определили топ городов по привлекательности «карьерного переезда». Самым предпочтительным вариантом релокации среди работников, согласных на переезд, стали: Москва (этот вариант указали 52% респондентов), Санкт-Петербург (40%), Казань, Екатеринбург, Новосибирск, Краснодар, Нижний Новгород, Сочи, Воронеж, Ростов-на-Дону, Тюмень, Самара и Волгоград (рис.4).

 топ 10 городов для «карьерного переезда

В рейтинг мест с благоприятными климатическими условиями вошли Сочи и Краснодар, Крым и юг России, Анапа, Ростов-на-Дону, Адлер, Севастополь и Новороссийск.

Петербуржцы чаще всего меняют место жительства из-за относительно высокой стоимости жизни (41%),  плохого климата (36%), а также нехватки вакансий и отсутствия перспектив для карьерного роста (34%). Другими важными причинами для смены места жительства являются сложная транспортная доступность (34%), плохой уровень баланса работы и личной жизни (25%), отсутствие поддержки регионального правительства (17%),  экономическая, социальная и политическая обстановка (17%), социальное окружение (9%), а также плохая инфраструктура (7%). Из-за скудного исторического и культурного наследия региона готовы уехать меньше всего респондентов (2%) 

Россияне меняют место жительства из-за недостатка вакансий и возможностей карьерного роста (53%) и высокой стоимости жизни (33%). Также на желание переехать влияют отсутствие баланса между работой и личной жизнью (32%), плохой климат и экология (26%), проблемы с транспортной доступностью (22%), отсутствие поддержки регионального правительства (20%), плохая экономическая, социальная или политическая обстановка в месте проживания (17%), а также плохое социальное окружение (10%). Еще 4% хотят уехать из-за скудного исторического и культурного наследия региона (4%) (рис.6).

Что больше всего не устраивает вас в вашем текущем месте проживания?

Самые мобильные соискатели

Аналитики Авито Работа также изучили более 1,9 млн резюме, размещенных на площадке, и выяснили, соискатели из каких городов наиболее мобильны. Список возглавили Омск и Москва, где готовность к переезду в резюме указали 35% соискателей. Чуть меньше – в Екатеринбурге (31%) и Красноярске (30%). Наиболее привязаны к своему региону жители Самары (21%), Нижнего Новгорода (21%) и Воронежа – там к переезду готовы лишь 19% соискателей. 

Топ-5 городов по доле соискателей, готовы к переезду, II квартал 2020 года

Топ-5 городов по доле соискателей, готовы к переезду, II квартал 2020 года

Примечательно, что пятерка лидеров практически не изменилась по сравнению со II кварталом 2019 года – тогда список возглавляла Москва (34%), а замыкала пятерку Уфа (27%). Омск (34%), Екатеринбург (30%) и Красноярск (29%) занимали второе, третье и четвертое места соответственно.

Россияне стали чаще сообщать потенциальным работодателям, что готовы к переезду (+1,2%), по сравнению со II кварталом прошлого года. Наибольший рост доли таких резюме был отмечен в Барнауле (+4%), Санкт-Петербурге (+3%) и Воронеже (+2%). А в Ижевске и Тюмени их доля, наоборот, снизилась (-0,6% и -1% соответственно).

Жанна Волкова, Директор по маркетингу Kelly Services:

«Исторически, наши трудовые ресурсы гораздо менее мобильны, чем, например в Европе и Америке. Когда мы ищем персонал за пределами регионов работы – это всегда очень сложный и долгий процесс, мы часто сталкивались с сопротивлением и сомнением кандидатов. Однако, исследования последних месяцев показывают, что россияне пересматривают свое отношение к переезду ради работы. Кризис заставил людей задуматься о своем будущем, о том, где выгоднее и безопаснее делать карьеру и бизнес.  Точками притяжения на карте могут стать не только Москва и Санкт Петербург. Мы видим, как много респондентов хотели бы переехать, например, на Юг России или в ближайший город-миллионник. Думаю, что в ближайшем будущем мы увидим большой виток переездов ради работы, особенно среди выпускников, которым сегодня стало намного сложнее найти работу по месту проживания».

Артём Кумпель, Управляющий директор Авито Работа:

«Интерес соискателей к трудовой миграции внутри страны растёт, и кризис ускорил этот процесс. Многие, в том числе жители столицы, готовы рассматривать не только формат маятниковой миграции, но и полноценный переезд ради карьерных и финансовых перспектив или более комфортных условий жизни. Причем для массовых специальностей это даже более популярно: мы отмечаем стабильной рост заинтересованности соискателей в вариантах работы вахтовым методом. Пандемия подтолкнет трудовую миграцию внутри страны, люди готовы – и работодателям следует обратить внимание на такую возможность».

 

Информация об исследовании: 

В опросе приняли участие 38 906 респондентов. Срок проведения исследования: 6 – 15 июля 2020. 

Пол: мужчины – 39%, женщины – 61%. Возраст: 18-25 лет − 26%, от 25 до 40 лет – 52%, от 40 до 65 – 22%, 

65 лет и старше – менее 1%.

Отрасль: Транспорт и логистика – 13%, Розничная торговля, сети – 12%, , Строительство/ Недвижимость – 10%, Туризм/ Гостиницы/ Рестораны – 6%, Товары народного потребления (пр-во, продажа) – 4%, ИТ/ Телекоммуникации – 4%,  Медицина – 3%, Машиностроение – 3%, Спортклубы/ Фитнес/ Салоны красоты – 3%, %, Искусство/ Развлечения/ Масс-медиа – 3%, Нефтегаз/ Энергетика – 3%, Финансы/ Инвестиции/ Страхование – 3%, Агропромышленность/ Сельское хозяйство – 2%, Образование, НКО – 2%, Профессиональные услуги/ Консалтинг – 2%, Структуры госуправления – 2%, Электроника/ Электротехника – 2%, Металлургия – 1%, Архитектура/ Дизайн – 1%, Химическая промышленность – 1%, Фармацевтика/ Клинические исследования/ Медицина – 1%, другое – 18%. 

Специализация: Профильная специальность отрасли – 19%, Продажи – 12%, Транспорт/ Логистика/ Доставка – 12%, Административный персонал – 6%, Безопасность – 4%, Управление производством – 3%, Юриспруденция – 3%, Бухгалтерия – 3%, Инжиниринг – 2%, ИТ поддержка – 2%, Маркетинг/ Реклама/ PR – 2%, Управление персоналом/ Тренинги – 2%, Финансы – 2%, Развитие бизнеса – 2%, Закупки – 1%, Управление качеством – 1%, Аналитика/ Статистика – менее 1%, другая – 24%. 

Уровень позиции респондентов: специалист (51%), руководитель среднего звена (15%), руководитель высшего звена (5%), начальный уровень/ без опыта работы (29%).

География: 60% – жители городов-миллионников и крупных региональных центров: Москва, Санкт-Петербург, Барнаул, Волгоград, Воронеж, Владивосток, Екатеринбург, Ижевск, Иркутск, Казань, Краснодар, Красноярск, Нижний Новгород, Новосибирск, Омск, Пермь, Ростов-на-Дону, Саратов, Самара, Тольятти, Тюмень, Ульяновск, Уфа и Челябинск. 40% − жители регионов.

Kelly Services — крупнейшая международная компания, предоставляющая решения по управлению персоналом. В России Kelly Services работает с 1993 года и сегодня представлена во всех экономически значимых регионах страны. 

Kelly Services предлагает широкий спектр услуг: подбор постоянного персонала, предоставление и администрирование труда работников, аутплейсмент, HR-консалтинг и аутсорсинг бизнес-процессов. 

Kelly Services входит в Global Outsourcing 100 list — рейтинг аутсорсинговых поставщиков по версии IAOP (International Association of Outsourcing Providers).

Kelly Services является членом Международной ассоциации по карьерному консультированию Career Partners International, Ассоциации частных агентств занятости (АЧАЗ), Ассоциации стратегического аутсорсинга «АСТРА».

Авито – самый популярный сайт объявлений в России по версии сервиса SimilarWeb. Согласно сервису «Яндекс Радар», ежемесячная аудитория Авито составляет 47,1 млн человек — около третьей части населения России. 53% пользователей Авито составляет мобильная аудитория. На сайте размещено больше 60 млн актуальных объявлений, каждый день пользователи добавляют около 500 000 новых.

В течение месяца посетители просматривают страницы «Авито Работа» 939 млн раз. Вакансии в этом разделе размещают почти 830 тысяч работодателей в России.