Сто лет сотрудничества с Россией: юбилейный год Азербайджанского оперного театра

Сто лет сотрудничества с Россией: юбилейный год Азербайджанского оперного театра
26.07.2020
Рубрика: В мире

В этом году отмечает своё столетие Азербайджанский государственный академический театр оперы и балета, который с самого дня своего открытия тесно связан с русским искусством.

Депутат Госдумы, руководитель группы дружбы Россия-Азербайджан Дмитрий Савельев, который полагает, что искусство самым активным образом способствует укреплению межгосударственных связей Азербайджана и России, уверен: «Деятелей национальных культур наших стран объединяет общая цель – развитие творческого сотрудничества, установление взаимопонимания и мира между нашими народами». В свою очередь, руководитель Центра РАД Наталия Красовская подчеркнула: «Азербайджанский оперный театр сегодня является одним из средоточий как национальной, так и международной культуры, включая в репертуар русскую классику и принимая на своей сцене российские постановки».

Заслуженный деятель искусств Азербайджана Акиф Меликов, уже более 30 лет возглавляющий Азербайджанский государственный академический театр оперы и балета, комментирует: «Творческое сотрудничество Азербайджана с Россией – устоявшийся факт, отмеченный отношениями неизменного взаимоуважения, взаимовлияния, добрососедства. Неизменным остался и взаимный интерес, поддерживаемый активными творческими контактами, начиная с образовательных процессов и до высоких явлений искусства».

Акиф Меликов

Развитие гуманитарного и культурного сотрудничества между Азербайджаном и Россией поддерживается множеством масштабных мероприятий. Это и Международный гуманитарный форум в Баку, и круглый стол «Культурные мосты между Россией и Азербайджаном как основа для межкультурного диалога», прошедший в прошлом году в Государственной Думе России, и конференция «Баку – Москва: диалог культур», в ходе которой был подписан Договор о сотрудничестве между управлениями культуры Москвы и Баку, и многие другие мероприятия. «Артисты оперной и балетной труппы нашего театра – постоянные участники культурных программ, проводимых на государственном уровне», – отмечает Акиф Меликов.

У Азербайджанского государственного академического театра оперы и балета долгая история сотрудничества с русским искусством. Сто лет назад в день открытия театра исполнялась опера «Борис Годунов», и с тех пор на главной театральной сцене Баку наряду с выдающимися операми азербайджанских авторов регулярно ставились произведения русских композиторов. «Ценно, что с самого начала приглашенные российские артисты выступали на одной сцене с азербайджанскими талантливыми певцами – так на уровне профессионального сотрудничества происходило взаимовлияние культур», – убеждён Акиф Меликов.

Акиф Меликов

Азербайджанский театр оперы и балета радушно принимает на своей сцене гостей из России: постановки Большого театра, «Санктъ-Петербургъ Опера», «Геликон-опера» и многих других. По мнению директора театра, доверие и любовь к российским постановкам имеют исторически устоявшийся характер. Так, например, с огромным успехом в рамках Года театра России в Баку прошли оперы «Санктъ-Петербургъ Опера» «Искатели жемчуга» и «Фауст» в постановке народного артиста России Юрия Александрова. «Радует сложившееся у наших гостей мнение, что Азербайджан становится одним из приоритетных гастрольных направлений для «Санктъ-Петербургъ Опера», – признаётся Акиф Туранович.

Солисты ведущих российских театров регулярно участвуют и в азербайджанских постановках. Например, в «Лебедином озере» бакинские зрители за короткое время смогли увидеть в роли Одетты-Одиллии таких звезд балетного искусства как Алена Ковалева, Ангелина Влашинец, Кристина Кретова. А в роли Зигфрида на бакинской сцене блистали Якопо Тисси, Клим Ефимов и Тимур Аскеров – солист Санкт-Петербургского Мариинского театра, азербайджанец, завоевавший широкое признание за рубежом.

В России также тепло принимают гостей из Азербайджана. Азербайджанский театр оперы и балета неоднократно бывал на гастролях в Москве и Санкт-Петербурге, представляя свои постановки на сцене Большого и Мариинского театров. Российские зрители рукоплескали балетам Гара Гараева «Лейли и Меджнун», «Семь красавиц», «Дон Кихот», балету Фикрета Амирова «Тысяча и одна ночь» и балету на музыку Полада Бюльбюль-оглы «Любовь и смерть», – все эти постановки имели колоссальный успех.

Ставятся азербайджанские произведения и на российских сценах. Так, например, в начале этого года силами «Геликон-опера» был поставлен балет «Золушка» азербайджанского композитора Леонида Вайнштейна. «Тот факт, что опера «Золушка» в новом, технически современном решении идет на одной из престижных сцен Москвы, бесконечно радует, так как в очередной раз подтверждает успех национальной композиторской школы Азербайджана, – делится Акиф Меликов. – Попутно отмечу, что балет «Семь красавиц» Гара Гараева – одно из украшений нашего театра, вошел в репертуар театра «Русский балет», созданного Вячеславом Гордеевым».

Не менее важной формой сотрудничества директор Азербайджанского театра оперы и балета называет мастер-классы, проводимые в Баку профессионалами российского сценического искусства. С азербайджанскими труппами регулярно работают балетмейстеры, хореографы и постановщики Большого театра, педагоги Московской государственной консерватории им. П.Чайковского. По воспоминаниям Акифа Меликова, азербайджанская балетная труппа с большим вниманием отнеслась к рекомендациям репетиторов Марка Перетокина, Петра Казьмирука, а также таких именитых гостей как, например, Владимир Васильев, Вячеслав Гордеев, Николай Цискаридзе и профессор ГИТИС, знаменитый азербайджанец Виталий Ахундов. Акиф Меликов добавляет, что для артистов балетной труппы театра также существует практика стажировки в Московской государственной академии хореографии.

В каждом театральном сезоне на азербайджанской сцене можно увидеть спектакли русских авторов. «Русская классика во все времена являлась украшением репертуара Азербайджанского театра оперы и балета», – говорит Акиф Меликов. В последние годы это, например, балеты Чайковского «Лебединое озеро», «Щелкунчик» и «Ромео и Джульетта»; «Шехерезада» Римского-Корсакова; «Барышня и хулиган» Шостаковича; «Кармен» на музыку «Кармен-сюиты» Бизе – Щедрина; «Искушение» на музыку Первой симфонии Прокофьева; а также опера «Алеко» Рахманинова и концертный вариант «Пиковой дамы» Чайковского. «У нас есть огромное желание и планы расширить репертуар, в том числе и произведениями русской классики», – заключает Акиф Меликов.