Марафон #URBANSPRINT представил топ-5 идей по развитию городов России

Марафон #URBANSPRINT представил топ-5 идей по развитию городов России

Какие изменения ждут города России уже в самом ближайшем будущем? Экопоселения и новая сеть защитных зеленых насаждений, круглые жилые дома с естественным освещением, умные мусорки и электромобили в аренду — все эти идеи были представлены на региональных этапах всероссийского марафона городских изменений #URBANSPRINT, который проходил с 4 июля по 4 августа в Тюмени, Рязани, Алуште, Петропавловске-Камчатском и Рыбинске.

В них уже приняли участие более 50 тысяч человек — эксперты по формированию городских пространств, а также предприниматели, общественные представители и жители городов. А впереди еще — Екатеринбург, Калининград, Волгодонск, Улан-Удэ, Пенза и Балаково.

Лучшие и самые перспективные идеи, собранные во время марафона, будут представлены в сентябре руководству страны на форуме «Сильные идеи для нового времени», который проведут в Сочи Агентство стратегических инициатив и Фонд Росконгресс. Самые сильные идеи будут воплощены в масштабе всей страны.

Одним из пяти самых ярких предложений стал электрокаршеринг. Удобные для быстрой аренды и, самое главное, экологически безвредные электрические автомобили и заправки для них уже появились в Алуште. Не исключено, что уже к 2021 году в Крыму может появиться до 1500 доступных для аренды электрокаров со всей необходимой для них инфраструктурой, которая включает зарядные станции длительного цикла и быстрой подзарядки, сервисные центры и, конечно, специальное мобильное приложение.

«Я посмотрела, сколько занимает места электрозаправка — мы можем выделить под них землю вдоль трассы, начиная от аэропорта Симферополя и до Ялты. Вопросы с электроподключением будем решать на правительственном уровне», — заявила во время мероприятий #URBANSPRINT в Алуште министр финансов Республики Крым Ирина Кивико.

В ближайшее время власти региона планируют разработать законопроект по развитию электротранспорта и ввести льготы для владельцев такого вида автомобилей.

Как отмечает Татьяна Журавлева, руководитель Центра городских компетенций АСИ, идея создания электронного каршеринга может стать одним из драйверов развития новых туристических сервисов. «Важно не ограничиваться одним городом, а посмотреть на ситуацию с транспортом в Крыму комплексно и, возможно, предложить развитие электрокаршеринга как внутри городов, так и для междугородних поездок», — отметила она.

Еще одной такой идеей стали мусорки для «геймеров». В основе этого предложения лежит модный и востребованный сегодня в самых неожиданных сферах принцип «геймификации», который позволяет превратить рутинные и ранее не вызывавшие интереса процессы в увлекательные. В качестве примера разработчики приводят опыт проекта Neat Streets, в рамках которого в Великобритании установили мусорные урны для «голосования» Ballot Bin. Выбросить «бычок» в них можно в одно из двух отделений, в зависимости от того, кого предпочитаешь — Роналду или Месси, или на кого ставишь в завтрашнем матче — на «Тоттенхэм» или «Арсенал».

Выбирать можно не только между футболистами или командами – все зависит от того, кто устанавливает Ballot Bin, так как к ящику прилагается две сотни букв, из которых можно выложить любой вопрос и условно разделить горожан на две команды. Заказать и поставить такой ящик может любой, у кого есть 220 фунтов. Другое начинание Neat Streets — доска, на которую каждый может прилепить использованную жвачку и тем самым внести свой вклад в создание масштабного рисунка, который в свою очередь даст ответ на заданный его авторами увлекательный вопрос.

Идей геймификации городского пространства много, и все они призваны увеличить уровень вовлеченности жителей в решение экологических проектов и развитие общественных зон, и даже повысить «уровень счастья».

«Внедрение игровых механик в повседневное поведение жителей делает город более дружелюбным и интересным. Во многих городах мира с помощью геймификации урбанисты и планировщики вовлекают горожан в вопросы городского развития, собирают большие данные для анализа, формируют новые пользовательские сценарии. Внедрение игровых элементов в сортировку мусора может помочь сформировать у россиян привычку нового экологичного обращения с отходами», — говорит Татьяна Журавлева.

Следующая идея — «Умная» схема транспортной доступности. Автобусы должны ходить там, где это нужно, довозить куда требуется и работать как часы. Этой истиной руководствуются создатели новой разработки на основе моделирования, которая поможет проанализировать уровень транспортной обеспеченности горожан. Для наглядности результаты моделирования предлагается подсвечивать разными цветами. С помощью этого инструмента планировщикам станет понятно, куда пассажиры смогут добраться за определенное время (например, за 20 минут сейчас и в будущем) и насколько доступны для них ближайшие поликлиники, рабочие места и другие объекты. Эксперты и аналитики смогут проанализировать маршруты и расположение остановок непосредственно на карте города, сразу увидев, какие улучшения можно привнести. А городские активисты и политики – контролировать качество городского сервиса.

«Сегодня более половины жителей России перемещаются по городу на автобусах, трамваях и троллейбусах. В то же время качественный и востребованный наземный общественный транспорт не может функционировать без грамотной маршрутной сети и должен работать как часы.

Все это может быть сделано только на основе качественной аналитики и специальных инструментов. Этот сервис в ближайшее время будет тестироваться сразу в нескольких российских городах. Он позволит горожанам получать актуальную информацию о нужном маршруте: узнавать, во сколько и с какими интервалами общественный транспорт прибывает на остановку, определять время следования по маршруту.

Кроме того, у жителей выбранных городов появится возможность оценивать покрытие основных точек притяжения (домов, поликлиник, мест учебы и так далее) общественным транспортом в сравнении с поездкой на личном автомобиле, такси или велосипеде. Эти данные будут интегрированы в общую оценку качества маршрутной сети в городе, выраженную в понятных и принятых во многих странах мира показателях. Такой сервис может сэкономить 15–20 процентов городского бюджета на транспорт.

Экономия достигается за счет обслуживания максимальной площади и максимального спроса на перевозки оптимальными маршрутами, рассчитанными математически. Процент экономии зависит от текущего пассажиропотока и трасс маршрутов и должен рассчитываться на основе данных конкретного города», — прокомментировала Татьяна Журавлева.

Следующая идея — «Автопорты» для водителей и пассажиров. Придорожная инфраструктура в России может и должна стать лучше. Именно эту задачу призвана решить идея создания сети «автопортов», в каждом из которых будут заправки, мойки и станции техобслуживания, оборудованные парковки, зоны отдыха, точки питания, магазины — словом, все, что только потребуется водителю авто и его пассажирам. И каждая услуга — в гарантированном, сертифицированном и унифицированном виде. Авторы идеи предлагают создать в ближайшее время сеть из 200–300 «автопортов» по всей стране, которые помогут развивать транспортное и грузовое автосообщение, а также внутренний туризм. Уже достигнуты договоренности с руководством Краснодарского края о размещении «пилотного» проекта «Автопорт», на реализацию которого его авторы отводят от двух до пяти лет.

«По сути, эта идея направлена на создание транспортных узлов для большегрузного транспорта вблизи городов. Учитывая протяженность российских дорог и расстояние между крупными экономическими центрами, подобное решение может существенно повысить скорость и эффективность логистических операций между городами и регионами страны», — отметила Татьяна Журавлева.

Следующая идея — круглые «дома солнца». Одно из самых необычных предложений, поступивших от участников марафона — высокоэкологичный проект строительства жилых «домов солнца», предусматривающих систему солнечного и лунного освещения интерьеров и даже — по желанию — собственный водоем, расположенный по периметру здания. По своим внешним характеристикам такие дома напоминают юрты и так же делятся на четыре зоны: входная зона (с гардеробной и гостевым санузлом), гостиная-студия, спальная зона родителей со смежной ванной комнатой и детская зона.

Уникальность конструкции заключается в том, что ее стены и наклонная кровля состоят из металлического каркаса с мобильными оболочками, движущимися на электроприводе по направляющим, и встроенным витражным остеклением. В зависимости от времени суток и погодных условий, панели дома можно передвигать, добиваясь оптимального освещения, температуры и влажности в здании.

«Тренд на экологичные решения и материалы в жилищном строительстве давно сформировался в западных странах и уже вполне ощущается в России. С 1 июня в нашей стране вступил в силу ГОСТ на “зеленые” крыши, поэтому в дальнейшем запрос на экостроительство будет только возрастать», — говорит Татьяна Журавлева.