07.09.2020

«Найден, жив! Записки о поисковом отряде «Лиза Алерт» Ксения Кнорре Дмитриева

«Найден, жив! Записки о поисковом отряде «Лиза Алерт» Ксения Кнорре Дмитриева

Автор книги «Найден, жив! Записки о поисковом отряде «Лиза Алерт» Ксения Кнорре Дмитриева и председатель поискового отряда Григорий Сергеев на презентации книги рассказали о буднях крупнейшего поисково-спасательного отряда России, кто такие добровольцы, почему они готовы заниматься поиском незнакомых людей и дали практические рекомендации по безопасности в городе и на природе.

Поисково-спасательный отряд «Лиза Алерт» возник в 2010 году, когда в подмосковном Орехово-Зуево пропала Лиза Фомкина и ее тетя, которые пошли за грибами.
Правоохранительные органы халатно отнеслись к ситуации, и группа инициативных людей приняла решение осуществлять поиск самостоятельно. Волонтеры стекались со всей страны, но поиск осуществлялся неквалифицированно, поэтому ситуация закончилась трагически. Чтобы такие случаи не повторялись, было принято решение создать поисково-спасательный отряд и назвать его в честь погибшей девочки.

Слово «алерт» в переводе с английского означает поиск.

В нашей стране пропадает около 120 тысяч людей в год, из них 80% взрослых и 20% детей находятся сами, остальных приходится искать. Небольшой процент потерявшихся относится к несчастным случаям, все остальные – это дети и пожилые люди в равных долях. Отряд не занимается поиском совершеннолетних людей, которые покинули дом добровольно и осознанно. Одним из главных условий успешного поиска является быстрое начало поиска. Если в милиции не принимают заявление, знайте, что это незаконно и за
это строго наказывают.

Почему важно начать поиски как можно быстрее?

Потому что есть свидетели, поисковой собаке легче держать след, в уличных видеокамерах еще хранятся
записи, а потерявшийся человек не успел далеко уйти или уехать. По статистике, поиски, начавшиеся в первые сутки, заканчиваются успешно в 95% случаев, а начавшиеся на третьи сутки – только в 60%.

Одна из самых опасных категорий – это дети дошкольного и младшего школьного возраста. Их родители пребывают в уверенности, что маленький ребенок не уйдет далеко. Это заблуждение! Двухлетний ребенок может уйти от места пропажи на 5-7 километров. В торговых центрах не существует регламента на случай пропажи или нахождения ребенка. Когда объявляют, что надо подойти на стойку информации, если ты потерялся, вряд ли ребенок знает и понимает, где искать эту стойку. Поэтому очень важно научить
ребенка оставаться на месте, когда он потерялся, как в общественном месте, так и на природе. Те, кто их ищут, в первую очередь всегда возвращаются на это место. Данный совет относится как к детям, так и ко взрослым, которые потерялись на природе. Чем дальше вы уходите, тем более усложняете поиски.

В нашей стране нет образования на эту тему. В учебниках ОБЖ есть информация по ориентированию в природной среде, но в практическом применении она бессмысленна. Понимание, где север, а где юг, вряд ли поможет выбраться из леса, а мох не всегда растет по учебнику. Школьная программа не содержит правил по безопасности, поэтому дети тонут, погибают от удара током, когда прячутся в трансформаторных будках, проваливаются под лед, падают в колодцы.

Родители знают о безопасности ненамного больше и не могут правильно проинструктировать ребенка, поэтому за 3 месяца погибает около 600 детей. Это не только трагедия для семьи, но и большой социальный удар для окружающих людей, школы, поселка. Сотрудники отряда стараются просвещать людей в TikTok и Instagram, проводят лекции для взрослых и подростков.

С последними сложнее, потому что до 12-ти лет дети теряются, а после 12-ти – убегают из дома. Малышам можно что-то объяснить, а подростки часто не хотят слышать, ведь есть категория людей, которые хотят быть найденными, а есть те, кто не хочет, и подростки, убежавшие из дома, относятся именно к ней.

Основная зона риска на природе для взрослых людей, в основном, пожилых, это сбор грибов. Сейчас, в «грибной» сезон, поступает около 50 заявок в сутки по России о людях, которые заблудились. Пожилые люди часто уходят в лес, не рассчитав свои силы. В городе они теряются в основном из-за потери памяти. Люди в возрасте тяжело принимают новые веяния, поэтому не все имеют мобильный телефон, а он играет большую роль при поиске. В отряде придумали специальные наклейки на одежду для пожилых людей,
которые находятся в группе риска, и составили список с контактами их родственников.
Если такой человек потерялся, и окружающие это заметили, они могут позвонить по телефону горячей линии, который указан на наклейке, после чего сотрудники отряда связываются с родственниками потерявшегося человека.
Еще одно рискованное мероприятие – это зимняя рыбалка. В США рядом с водоемами находятся специальные металлические лестницы, покрашенные в красный цвет, которые используются для вытягивания людей, провалившихся под лед. В России такая лестница очень быстро окажется у кого-нибудь на даче или в пункте приема металлолома.
В работе спасателей поискового отряда существует три статуса: «Найден, жив!», «Не найден», «Найден, погиб». Самый сложный статус «Не найден», потому что у родственников теплится надежда, а поиски продолжаются. Один поиск длился целый год, спасатели прошли по лесу более 3 тыс.км, и в итоге нашли пропавшего человека утонувшим в болоте.

Поисково-спасательный отряд «Лиза Алерт» не принимает денежную помощь, не имеет расчетных счетов и юридического лица. Существуют партнеры, такие как заправки EKO, где можно оплатить бензин для спасателей, сеть магазинов ВкусВилл обеспечивает их едой во время поисков, концерн «Калашников» предоставляет теплую непромокаемую одежду. Любой человек может помочь распространением и/или сбором информации, оказать содействие в обеспечении отряда необходимым для поисков оборудованием, список которого опубликован на сайте. Для людей, которые занимаются поисками, это как дорогостоящее хобби, потому что добровольцы тратят свое время, ресурсы, профессиональные знания, используют свои
машины и оборудование.
В отряде ждут добровольцев старше 18-ти лет, потому что поиск – это ситуация повышенного риска и надо уметь брать ответственность.

Автор книги Ксения Кнорре Дмитриева попала в отряд случайно – приехала делать репортаж, осталась на ночной поиск, провалилась на квадроцикле в болото, и поняла, что именно этого ей в жизни не хватало. Часто волонтерами становятся найденные люди и их родственники. Их количество должно быть достаточно большим для того, чтобы была возможность покрыть все зоны поиска. Бывают такие случаи, когда не получается помочь человеку, например, из-за отсутствия машины в каком-нибудь удаленном регионе. Добровольцы есть, а отвезти их некому. Поэтому иногда так получается, что московский регион получает
более квалифицированную и быструю помощь.
Поисково-спасательный отряд «Лиза Алерт» существует для того, чтобы люди понимали, что им есть куда обратиться в тяжелой ситуации, и является актуальным ответом обществу на проблему пропавших людей. Но при этом лучшая профилактика – не допустить поиск, самый желанный статус – «никто не потерялся»!

Related Images:

Ilia Rostokin

Главный редактор “Россия-онлайн”

Ссылки на автора:

Темы новости

Все новости лентой

за 19 апреля 2024 года