Ярослав Кузьминов: В России система образования оказалась одной из лучших по быстроте и полноте реакции на пандемию

Ярослав Кузьминов: В России система образования оказалась одной из лучших по быстроте и полноте реакции на пандемию
03.12.2020

В рамках международной конференции «eLearning Stakeholders and Researchers Summit» (eSTARS 2020) ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов  рассказал о вызовах и успехах российской системы образования в 2020 году, а также оценил готовность студентов к дистанционному обучению.

В начале выступления ректор озвучил статистику, которая показывает, что в мире сложилась новая экономика, требующая от людей постоянного обучения и повышения квалификации. До трети населения всего мира имеет подключение к интернету, а в развитых странах человек проводит в мировой сети уже до 7 часов в день. «Цифровая трансформация рынка труда ставит задачу постоянного обучения. Люди к нему не привыкли. В Европе постоянно учатся 43% граждан Германии, 63% граждан Швеции и меньше 20% граждан России. Это тревожно для нас, и нам надо серьезно менять себя, привыкать к тому, что наши навыки без регулярного обновления скоро будут ничего не стоить», — отметил Ярослав Кузьминов.

Студенты ВШЭ в целом смогли адаптироваться к дистанту. «У нас из 2200 иностранных студентов, которых мы приняли в этом году, отчислилось всего шесть человек. Это значит, что студенты готовы к онлайну, они чувствуют себя студентами нашего университета, находясь в своих странах, и это новая реальность, им не надо к ней приспосабливаться. У нас появилась треть студентов, которые говорят, что онлайн-образование им нравится больше, чем офлайн. 64% получили больше времени на сон, что очень актуально для молодых людей. Более половины стали меньше уставать от учебы, и что самое главное, 70% преподавателей увидели, пропустили через себя возможности онлайн-образования», — рассказал Кузьминов.

По мнению ректора, дистант дает безграничные возможности для выбора курсов студентами, для ученых – найти благодарных студентов по всему миру, а также позволяет заместить стандартные лекции, на которые ходит лишь 15% студентов, что является одним из самых низких показателей коэффициента полезного действия в системе образования.

«В ближайшие 20-25 лет образовательное сообщество будет осваивать набор образовательных технологий, основанных на онлайне – онлайн-курсы, онлайн-degree, сетевые отношения вузов, технологии дополненной реальности, геймификация, анализ больших данных, адаптивное обучение, прокторинг и другие инструменты.

Несмотря на то, что Россия отстает по развитию ряда решений (развитие искусственного интеллекта, использованию сторонних сервисов и др.) от развитых стран, в сегменте онлайн-обучения Россия опережает многие страны, согласно исследованию ВШЭ. «В России система высшего образования в основном справилась со стресс-тестом пандемии – мы это знаем, так как профессионально изучаем систему высшего образования в разных странах. В России система образования оказалась одной из лучших по быстроте и полноте реакции на пандемию», — заключил ректор ВШЭ.

Кроме того Ярослав Кузьминов объявил о запуске четырех новых магистерских онлайн-программ ВШЭ на Coursera. К существующей магистратуре по наукам о данных добавились программы в области бизнес-аналитики, компьютерного зрения, финансов, а также прикладной и сетевой аналитики. Таким образом, общее количество полноценных магистерских программ ВШЭ на платформе Coursera достигло пяти.

Конференция eLearning Stakeholders and Researchers Summit» (eSTARS) организована НИУ ВШЭ в партнёрстве с глобальной образовательной платформой Coursera и проходит уже в третий раз. На ней собираются  исследователи, практики, эксперты, лидеры мнений, визионеры, управленцы, руководители образования и представители бизнес-сообщества для обсуждения основных вызовов, которые стоят перед системой образования в условиях быстрой цифровизации экономики.