Яркий год азербайджанского кино в России

Яркий год азербайджанского кино в России
09.02.2021
Рубрика: Культура

Из-за пандемии коронавируса 2020 год выдался сложным для киноиндустрии. Однако целый ряд азербайджанских и совместных российско-азербайджанских фильмов и в этих непростых условиях сумел найти новую восторженную зрительскую аудиторию, в том числе и в России.

Руководитель межпарламентской группы дружбы Россия-Азербайджан, депутат Госдумы Дмитрий Савельев подчеркнул, что культурный обмен наших стран не прервался из-за коронавируса: «Пандемия приостановила часть совместных культурных проектов России и Азербайджана, но вместе с тем и открыла дорогу новым формам сотрудничества и творческих контактов, – отмечает парламентарий. – Было реализовано множество совместных проектов в виртуальном пространстве, перешли в онлайн-формат и многие массовые мероприятия. Это ещё теснее объединило дружеские народы наших стран в непростые времена, заряжая людей энергией и оптимизмом для преодоления любых жизненных препятствий».

Благодаря тому, что многие международные кинофестивали перешли в интернет-пространство, некоторые конкурсные фильмы мастеров Азербайджана оказалось возможно посмотреть из любой точки мира. Снискали азербайджанские картины и внимание авторитетных жюри. Так на различных кинофестивалях России в 2020 году с успехом прошли и нашумевший «Красный сад» Мирбалы Салимли, и «Фарида» Ксении Лагутиной, и «Дочь рыбака» Исмаила Сафарали.

Одной из самых ярких фестивальных премьер 2020 года стала драматическая картина «От смерти до смерти» (In Between Dying) молодого азербайджанского кинематографиста Хилала Байдарова. Премьерный показ фильма состоялся 11 сентября 2020 года в рамках основной программы 77-ого Венецианского кинофестиваля. Отметили глубокое эмоциональное воздействие азербайджанской картины и российские кинодеятели – фильм «От смерти до смерти» был показан на 42-ом Московском международном фестивале, став частью специальной программы «Эйфория наваждений».

В истории создания картины большую роль сыграло международное сотрудничество кинематографистов. Творческим партнёром азербайджанского режиссёра выступил мексиканец Карлос Рейгадас, чей фильм «Наше время» произвёл на Хилала Байдарова большое впечатление на кинофестивале в Польше. «Я написал Карлосу Рейгадасу электронное письмо и показал свой фильм, который ему понравился, – вспоминает режиссер. – Тогда мы и решили закончить мою картину вместе, что, в итоге, завершилось Венецией, а затем и Москвой».

По признанию Хилала Байдарова, все его фильмы так или иначе рассказывают о матери и сыне. Это глубоко личная для режиссёра тема. «У меня очень сильная связь с мамой, – делится Хилал Байдаров. – Именно в матери для меня сосредоточена настоящая красота этой жизни. Я принадлежу к небольшой этнической общине, которая проживает в северной части Азербайджана, у подножия Кавказских гор. Все мы испытываем глубокую привязанность и уважение к нашим матерям».

В фильме-путешествии In Between Dying зрители с восхищением отметили, в частности, непревзойдённые пейзажи Азербайджана. А сам режиссёр признаётся, что ему больше всего нравятся туман и снег. «Когда я вижу всё в белом, во мне рождается особое впечатление, предчувствие чего-то ещё неизвестного, – замечает Хилал Байдаров. – А ведь именно об этом, по большому счёту, и снимается кино – это Путешествие в неизведанное».

С российскими кинематографистами молодому азербайджанскому режиссёру сотрудничать пока не доводилось, но вот облюбованная тема для такого сотрудничества у него уже есть: «Я очень хочу снять фильм о севере России, потому что там бескрайние леса, озера и снег, – поясняет Хилал Байдаров. – В русской природе и русской душе есть настоящее волшебство».

Из современных кинодеятелей России азербайджанский режиссёр выделяет, например, Александра Сокурова. «Меня всегда восхищали его волшебные фильмы и его голос!» – подчёркивает Хилал Байдаров. А величайшим человеком в истории кино кинематографист без сомнений называет Андрея Тарковского, чьё творчество значимо повлияло на его становление в киноискусстве. «Для меня кино – это искусство только благодаря Тарковскому, – уверяет Хилал Байдаров. – На мой взгляд, кино вообще еще не совсем «открыли», пока оно – лишь неизведанный островок. Тарковский – единственный человек, который показал нам священный путь к этому волшебному острову в небе».

Будучи и режиссёром, и сценаристом своих картин, Хилал Байдаров признаётся, что у него в запасе ещё много историй, ждущих воплощения в кинофильмах или, возможно, в романах. «Но когда я снимаю фильм, то не могу сосредоточиться ни на чем другом – не могу даже читать или что-то смотреть, – отмечает режиссер. – Иногда мне даже хочется прекратить снимать кино, но я до сих пор продолжаю это делать. Вот и сейчас я работаю над новым фильмом, уже закончил его первую часть. Посмотрим, что принесет нам жизнь дальше».