«Музыкальная сборная России»: Двойной Брамса в зале Чайковского

«Музыкальная сборная России»: Двойной Брамса в зале Чайковского
02.04.2021
Рубрика: Музыка

Совместный проект Санкт-Петербургского Дома музыки и Московской филармонии.

10 апреля, в субботу, в 19.00 Санкт-Петербургский Дом музыки и Московская филармония приглашают в Концертный зал им. Чайковского, где выступят солисты Дома музыки Василий Степанов (виолончель) и Степан Стариков (скрипка). Выступление входит в абонемент «Молодые таланты» Московской филармонии и в проект Дома музыки «Музыкальная сборная России». Прозвучит Концерт для скрипки и виолончели с оркестром ля минор, он же Двойной концерт Иоганнеса Брамса. За дирижёрским пультом Государственного академического симфонического оркестра им. Светланова – Вячеслав Валеев. Слушателям предстоит оценить особенности партии солирующей виолончели и поразмышлять над парадоксами творчества Брамса.

 Последнее симфоническое произведение Брамса – Концерт для скрипки и виолончели с оркестром ля минор – уникальное явление в музыке XIX века. В августе 1887 года композитор писал друзьям: 

«Могу рассказать о себе нечто забавное. Мне пришла веселая идея написать концерт для скрипки и виолончели».  За ироничными высказываниями было скрыто беспокойство автора за судьбу своего сочинения, ведь идея основывалась на  барочной традиции «concerto grosso», но в ту эпоху партия виолончели всегда была подчиненной, играя роль аккомпанирующего баса.

В двойном же концерте Брамса оба солиста являются равноправными партнерами, более того, в отдельных частях виолончели отдано преимущество. Как показало время, творческий риск композитора был оправдан. А исполнение Двойного концерта Мстиславом Ростроповичем и Давидом Ойстрахом – настоящая легенда XX века. Партии солистов охватывают весь регистровый диапазон струнных, создавая неповторимую полифонию, которую можно слушать бесконечно, особенно, в акустике Концертного зала им. Чайковского.

К слову о Чайковском: Петр Ильич очень резко отзывался о творчестве Брамса, называя его «бездарным композитором, полным претензий». Впрочем, в жизни Брамса было много парадоксов. Некоторые из его великих сочинений публика приняла не сразу, а одной из странностей композитора было пренебрежение светскими нормами поведения. Он был довольно резок даже с близкими друзьями, и однажды, покидая какое-то общество, он извинился, что не всех обидел. Отразился ли мрачный характер Брамса в его произведениях, и прав ли был Чайковский – судить слушателям.

Василий Степанов (виолончель), 27 лет – выпускник Московской консерватории им. П.И. Чайковского (класс Народной артистки СССР, профессора Натальи Шаховской, Заслуженного артиста РФ Бориса Андрианова). Студент Мадридской Высшей школы музыки им. Королевы Софии (класс профессора Янса Петера Майнца). Победитель Международного конкурса им. Е.А. Мравинского (Санкт-Петербург, 2012). Победитель Международного конкурса «Riga Classic Strings» (Латвия,2018). Лауреат II премии Всероссийского музыкального конкурса (Москва, 2018). Солист Санкт-Петербургского Дома музыки с 2012 года.

 


Темы новости: ,