02.04.2021

Фарадж Караев: российские исполнители азербайджанского балета – это прекрасное единение

Фарадж Караев: российские исполнители азербайджанского балета – это прекрасное единение

Недавно бакинские и московские ценители музыки отметили 103-ю годовщину со дня рождения выдающегося советского азербайджанского композитора, народного артиста СССР Кара Абульфаз оглы Караева. Руководитель межпарламентской группы дружбы Россия-Азербайджан, депутат Госдумы Дмитрий Савельев отметил выдающуюся роль композитора в укреплении отношений между нашими странами:

«Невозможно переоценить вклад Кара Караева не только в культуру Азербайджана и России, но и в укрепление дружбы между нашими братскими народами. Талантливо и гармонично соединяя в своём творчестве наследие Востока и Запада, он способствовал культурному обмену и синтезу наших традиций, углубляя наше взаимопонимание», – убеждён российский парламентарий.

В этом году в честь дня рождения композитора в Москве прошёл целый ряд творческих мероприятий. Например, детская музыкальная школа имени Кара Караева провела и отчетный концерт в павильоне «Азербайджан» на ВДНХ, и масштабный интернет-конкурс имени Кара Караева, при участии департамента культуры города Москвы. Сын мэтра, известный азербайджанский и российский композитор Фарадж Караев, подчёркивает:

«Конечно, для меня, для нашей семьи и всего Азербайджана, это было знаковое событие. Было особенно приятно, что, несмотря на то, что на конкурсе сочинения Караева не были обязательными, 99% участников конкурса включило их в свои программы». Отметим, что конкурс имени Кара Караева вызвал в музыкальных кругах большой интерес, собрав более 300 юных музыкантов со всего мира.

«Для композитора самое важное, чтобы его музыка звучала, – делится Фарадж Караев. – Даже сейчас, несмотря на то, что 2021 год только начался, причём пандемийная ситуация до сих пор не самая лучшая, музыка Кара Караева уже прозвучала в Москве и на конкурсе его имени, и дважды – в театре Вячеслава Гордеева, где прошли показы балета «Семь красавиц», приуроченные ко дню рождения композитора».

По словам Фараджа Караева, Московский государственный театр «Русский балет» под управлением народного артиста СССР Вячеслава Гордеева постоянно проявляет интерес к балетам Караева.

«Высочайший профессионализм, талант и, конечно, сама музыка дают российским исполнителям возможность почувствовать и передать национальный колорит Азербайджана просто замечательно, как будто они танцуют «своё», это прекрасное единение», – уверен Фарадж Караев.

Фарадж Караев: российские исполнители азербайджанского балета – это прекрасное единение

Создают российские музыканты и собственные уникальные трактовки произведений Кара Караева, как сделала, например, знаменитая пианистка Ольга Домнина, исполняя его Прелюдии.

«Мой бывший студент, композитор Эльмир Мирзоев, поражённо заметил, что то, что сделала Ольга, абсолютно не похоже на традиционную манеру исполнения этих произведений, но очень убедительно, – отмечает Фарадж Караев. – Я тоже отношусь к таким новым трактовкам положительно, это очень и очень здорово».

Кара Караев воспитал более 50 молодых композиторов в Азербайджане и России, включая самого Фараджа Караева. И сегодня он вносит значимый вклад в продвижение как азербайджанской музыки в России, так и российской музыки в Азербайджане – и как композитор, и как организатор различных культурных мероприятий. На фестивалях современной музыки имени Кара Караева в Баку всегда звучали сочинения российских композиторов, а российские слушатели имели возможность посетить, например, цикл концертов «Азербайджанские музыканты в камерных залах Московской консерватории».

«Для меня было очень важно показать, что азербайджанские музыканты умеют хорошо исполнять не только мугам и азербайджанскую классику, но всё – от Баха до Шенберга», – подчёркивает композитор.

В Московской консерватории, где сегодня преподаёт Фарадж Караевич, звучат и его собственные сочинения. Так, например, произведение «Проповедь, мугам и молитва» было блестяще исполнено московским ансамблем «Студия новой музыки» при участии гостя из Баку – знаменитого тариста Сахиба Пашазаде.

«Московская публика была удивлена, что в такой не слишком простой для восприятия музыке звучит тар, концерт был воспринят с большим интересом», – вспоминает композитор.

Говоря о собственных творческих планах, Фарадж Караев замечает, что хотел бы получше осмыслить великую Победу – освобождение Карабаха, но пока не знает, получится ли достойно выразить свои чувства в музыке.

«Это очень, очень ответственно, – поясняет композитор. – Нельзя вот так, с налета, подойти к теме Победы – идея должна вызреть!»

Related Images:

Ilia Rostokin

Главный редактор “Россия-онлайн”

Ссылки на автора:

Темы новости