Шкуматов: индивидуализация искоренит всевозможные атавизмы в ОСАГО

Шкуматов: индивидуализация искоренит всевозможные атавизмы в ОСАГО
11.08.2021
Рубрика: Авто

Российский союз автостраховщиков, Министерство финансов и Центральный банк обсуждают продолжение модернизации ОСАГО и смену направления реформы. После индивидуализации тарифов настало время расширения и индивидуализации наполнения полисов. На текущем этапе речь идет про отказ от учета износа автомобиля при возмещении ущерба посредством денежного возмещения и увеличении лимита выплат при вреде жизни и здоровью.

Руководитель рабочей группы ОНФ «Защита прав автомобилистов» и координатор движения «Общество Синих Ведёрок» Петр Шкуматов уверен:

«Индивидуализация ОСАГО – это не только индивидуальные тарифы с жестким набором предоставляемых страховых услуг, но и собственно последовательный переход в некий коридор возможностей, чтобы продукт ОСАГО стал индивидуализированным и по содержанию. Понятное дело, что нужны базовые минимальные требования к полисам. Среди них, конечно, увеличение суммы страховых выплат по жизни и здоровью с 500 тысяч рублей до 2 миллионов рублей. Чем быстрее мы придем к достойным компенсациям пострадавшим, тем больше граждане будут ценить жизнь друг друга, а на дорогах увеличится взаимоответственность участников движения.

Что касается ещё одного атавизма в виде учета износа автомобиля при определении суммы страховой выплаты, то его давно пора было убрать. Сегодня при определении той или иной степени износа автомобиля сумма страховой выплаты запросто может уменьшиться сразу на 50%. Это не является нормой. Размер возмещения по ОСАГО должен покрывать 100% ущерба в пределах страховой суммы, как это и предписывается гражданским кодексом.

Естественно дальнейшая индивидуализация ОСАГО не ограничится этими параметрами. Мы с вами только в начале пути и совсем скоро будем наблюдать масштабнейшие перемены к лучшему. Значительная доля автовладельцев позитивно оценит возможность пользоваться различными дополнительными опциями, если их можно будет включать в базовую версию полиса. Естественно, данные услуги страховые компании должны предлагать на коммерческой основе. Сегодня подобные опции доступны лишь страхователям, приобретающим некий дополнительный «полис» для каждой услуги, что совершенно неудобно. В результате человек может обнаружить себя обвешанным 6 полисами с совершенно разными условиями страхования в зависимости от количества выбранных опций. Если благодаря индивидуализации страховщики смогут предлагать ОСАГО не только в классической базовой, но и в расширенной комплектации под нужды конкретного водителя, а условия страхования и алгоритмы по разбору претензий останутся заведомо понятными, то ездить станет проще и удобнее.

Масштабного расширения тарифного коридора водителям бояться не стоит, ведь он и сейчас достаточно широкий. Дальнейшая корректировка границ может повлиять лишь на достаточно узкоспециализированные группы страхователей, например, владельцев автомобилей такси. Едва ли расширение тарифного коридора каким-то образом коснется обычных автовладельцев, тем более добросовестных безаварийных страхователей, коими являются 80% российских водителей. Это заслуга индивидуализации тарифов, которая произошла благодаря принятию соответствующих поправок к закону об ОСАГО в 2020 году. Получение страховыми компаниями права самостоятельно определять размер индивидуального тарифа для каждого конкретного страхователя на основе специальных тарифных факторов является важнейшим достижением страхового сообщества».