«В ближайшие 3-5 лет те производители и продавцы, которые не выйдут в онлайн, не смогут расти и развиваться»

«В ближайшие 3-5 лет те производители и продавцы, которые не выйдут в онлайн, не смогут расти и развиваться»

В 2021 году удалось добиться опережающего развития отрасли eCom в Татарстане по сравнению с средними темпами роста в ПФО и России. Об этом заявил бизнес-омбудсмен, помощник Президента РТ Фарид Абудулганиев в ходе брифинга для журналистов, который сегодня прошел в Кабмине РТ.

Как сообщил первый заместитель Министра экономики РТ Рустем Сибгатуллин, по данным пяти ведущих маркетплейсов (Wildberries, Ozon, Яндекс.Маркет, КазаньЭкспресс и eBay), если по итогам 2020 года доля отправлений товаров из Татарстана составляла 17% от всех отправлений в ПФО и 0,89% в целом по России, то по итогам 8 месяцев 2021 года на Татарстан приходится 24,8% от всех отправлений в ПФО и 2% в РФ. По товарообороту доля татарстанских селлеров на маркетплейсах в ПФО за 8 месяцев увеличилась с 14,6% до 21,2%, а в целом по России с 0,55% до 1,67%.

При этом количество татарстанских продавцов на этих площадках за восемь месяцев 2021 года увеличилось почти в 4 раза по сравнению с концом прошлого года (3291) и достигло 12573. Это 2,7% от всех предпринимателей, продающих на маркетплейсах в России, и каждый пятый в ПФО (20,6%). За это же время товарооборот татарстанских селлеров вырос более чем в 5 раз и составил 18,51 млрд. рублей (за весь прошлый год – 3,58 млрд рублей).

Как отметил Рустем Сибгатуллин, по итогам 2020 года Россия вошла в ТОП-10 стран, лидирующих по объемам онлайн-продаж и продемонстрировала один из самых высоких темпов роста eCom – 58%. По прогнозу аналитиков, к 2025 году российский рынок eCom вырастет еще в четыре раза и достигнет 10,9 трлн рублей.

Первый заместитель министра экономики РТ также рассказал о разработке Плана мероприятий по развитию электронной торговли в РТ на 2022-2024 годы и предусмотренных в нем мер поддержки предпринимателей.

В свою очередь Фарид Абудлганиев подчеркнул, что наблюдаемые сейчас двухзначные темпы роста объемов продаж не может продолжаться бесконечно. «Эксперты предупреждают, у предпринимателей есть не более 2-3 лет, чтобы начать продажи через интернет и успеть занять на нем достойную нишу, прежде чем там начнется жесткая конкурентная борьба за покупателя.  Вот почему наша задача – помочь татарстанским предпринимателям как можно скорее освоиться на этом рынке», — сказал он.

Помощник Президента РТ высоко оценил роль заработавшего в марте Центра электронной торговли «Маркетплейс.Легко», перед которой поставлена задача по выводу на eCom новых субъектов МСП. Речь идет не просто об обучении и регистрации на маркетплейсе, но и помощи в продвижении товаров поставщиков, создания условий для роста оборота через интернет-площадки.

За 6 месяцев с начала работы при непосредственной помощи ЦЭТ 2348 татарстанских предпринимателей было выведено на маркетплейсы и уже начали успешные продажи – то есть практически каждый четвертый из тех, кто начал осваивать электронную торговлю в этом году.

«Главная наша цель – создание условий для повышения конкурентоспособности татарстанских предпринимателей, в том числе за счет обеспечения комфортных условий по выходу на новые рынки сбыта. Ведь именно сбыт является главным фактором успеха любого бизнеса», — подчеркнул Фарид Абудлганиев.

При этом он назвал приоритетным решение четырех основных задач.

Во-первых, продолжить практику привлечения в Республику Татарстан крупных игроков рынка электронной торговли и лидеров логистики.

Во-вторых, продолжить создавать для татарстанских предпринимателей комфортные условия для перехода на электронную торговлю – обучать, консультировать, помогать создавать электронный каталог товаров, мотивировать успешными примерами, предоставлять другие формы поддержки.

Третье приоритетное направление – ускоренное развитие транспортной и логистической инфраструктуры электронной торговли. «Мы должны выйти в лидеры по количеству качественных складских площадей. А это не только привлечение многомиллиардных инвестиций в экономику Татарстана, но и новые рабочие места. Только два логоцентра Wildberries и Ozon в промпарке Зеленодольск создали около 7000 новых высокооплачиваемых рабочих мест», — подчеркнул он.

Четвертым приоритетным направлением Фарид Абдулганиев назвал реализацию поручений Президента РТ Рустама Минниханова, которые были даны после прошедшей в середине июня его очередной встречи с предпринимателями сферы электронной торговли.

В том числе было поручено организовать обучение сотрудников торгово-экономических представительств Республики Татарстан в других странах нюансам работы с ведущими местными маркетплейсами с тем, чтобы потом они могли эффективно помогать татарстанским предпринимателями выходить на эти маркетплейсы.

Также было признано необходимым организовать систему обучения основам интернет-торговли для сельхозпроизводителей, специалистов отделов продаж предприятий крупного и среднего бизнеса, малых предприятий республики, а также разработка на базе образовательных ресурсных центров краткосрочные курсы по подготовке и переподготовке узких специалистов, например швей и закройшиков, отсутствие которых уже тормозит развитие многих татарстанских компаний, продающих одежду и другие товары легкой промышленности на маркетплесах.

Также в брифинге приняла участие руководитель Экспертного совета ЦЭТ, основатель бизнес-школы электронной коммерции iWENGO Юлиана Гордон. Она подробно рассказала о том, какие изменения в бизнесе происходят под влиянием развития электронных каналов продаж.

В частности, она отметила, что из цепочки от производителя до конечного покупателя постепенно выпадают посредники в виде дистрибуторов, дилеров и оптовых продавцов. «В ближайшие 3-5 лет те производители и продавцы, которые не выйдут в онлайн, не смогут расти и развиваться, т.к. традиционные офлайн-каналы торговли сокращаются на 4-5% в год — рынки закрываются, торговые павильоны пустуют», — подчеркнула Юлиана Гордон.

По ее словам, отвечая на эти вызовы во всем мире создаются условия для мелкосерийного производства товаров под частным брендом предпринимателя. Например, компания Alibaba предлагает заказать продукт напрямую у производителей и брендировать его, чтобы создать уникальный продукт и отличаться от других на маркетплейсе.

Также эксперт отметил нехватку в России кадров с профильными компетенциями в интернет-торговле: контент-менеджеров, диджитал-маркетологов, аккаунт-менеджеров маркетплейсов, аналитиков, IT-специалистов и логистов.

Поэтому для сохранения и наращивания лидерства Республики Татарстан в интернет-торговле она предложила вести работу в трех направлениях: массовый вывод через сеть ЦЭТ в онлайн-каналы МСБ всех сегментов по всей республике; облегчение перехода с модели посредничества при продаже товаров на производство частных брендов небольшими партиями; и создание эффективной системы ускоренного обучения новым специальностям от управленцев до прикладных профессий.

Подводя итоги брифинга, Фарид Абдулганиев отметил, что наметившаяся в этом году тенденция по опережающему росту eCom в Татарстане говорит о том, что республика движется в правильном направлении. «Но успокаиваться нельзя, в других регионах также уделяют большое внимание развитию eCom. Так что надо закрепить положительную тенденцию, чему, на наш взгляд, будет способствовать принятие Плана мероприятий по развитию интернет-торговли в Республике Татарстан на 2022-2026 годы. Он должна помочь тысячам наших предпринимателей как можно скорее освоиться на быстрорастущем рынке электронной торговли», — подчеркнул помощник Президента РТ.