Дмитрий Савельев: система наставничества – один из вариантов социального лифта

Дмитрий Савельев: система наставничества – один из вариантов социального лифта
18.01.2022
Рубрика: Общество
Госдума планирует законодательно закрепить институт наставничества, что поможет в решении проблемы молодёжной занятости и станет мерой поддержки трудоустройства выпускников. Как считает депутат Госдумы Дмитрий Савельев, предлагаемая система обязательно должна содержать стимулы для самих наставников:
 
— Система наставничества – один из вариантов социального лифта, когда передача навыков, знаний и ценностей от человека к человеку является способом развить талант и обеспечивать условия для его реализации. Ни в одном учебнике нельзя прочесть о всех нюансах жизненного опыта, которые молодому человеку может дать его наставник. Каждый молодой специалист сталкивается с отсутствием необходимого опыта работы и с трудностями в период адаптации оставаясь наедине с незнанием требований и стрессом. Отсюда высокая текучесть в период испытательного срока, тогда как опытный наставник способен разъяснить молодому сотруднику ценности организации, обеспечить атмосферу преемственности в коллективе и непрерывную передачу навыков.
 
В регионах страны уже накоплено множество практик в сфере наставничества. В Челябинске существуют «классные папы», курирующие детей из неполных семей, начиная со школьной скамьи и заканчивая получением специальности – с выходом на свою первую работу. Более 800 предприятий Ростовской области работают по системе наставничества, тысячи студентов колледжей и техникумов Томской области прошли в прошлом году практику с наставниками, а в Татарстане лучшим наставникам вручают награду – знак отличия «За наставничество». И очень важно объединить отдельные региональные практики в единую систему наставничества.
 
При этом необходимо помнить, что требуется длительное время для того, чтобы вырастить хорошего специалиста, а наставничество – это тяжёлый труд, на который способны немногие. Чтобы эта система работала, надо продумать вопросы привлечения и мотивации наставников. Важны как материальные, так и моральные стимулы: от доплат за переработки и интенсивность труда либо дополнительных дней к отпуску – до возможности карьерного роста наставника или вручения ему памятных подарков. Наставничество должно восприниматься не как дополнительные служебные обязанности, а как почётная миссия.