25.11.2022

Президентская библиотека – к 265-летию со дня основания Императорской Академии художеств

Президентская библиотека – к 265-летию со дня основания Императорской Академии художеств

В ноябре 1757 года в Петербурге была создана Императорская Академия Художеств. В электронном фонде Президентской библиотеки хранятся важные свидетельства, которые дают представление о том, как зарождалась и развивалась цитадель классического искусства в России.

«К благосостоянию всякого государства науки и художества есть дело необходимое», – читаем в книге «Регламент Императорской Академии Наук и художеств». Здесь говорится, что ещё при жизни Петра Великого был «сочинён и подписан проект» по созданию Академии наук, но вот мысль о формировании высшей художественной школы при Петре I воплощена не была «за кончиной его величества».

         «Академия трёх знатнейших художеств воспряла по повелению Государыни императрицы Елизаветы Петровны», – сообщает историк и художник, президент Академии художеств Алексей Оленин в издании «Краткое историческое сведение о состоянии Императорской Академии художеств с 1764 по 1829 год». В 1747 году в Царском Селе Елизавета Петровна подписала резолюцию «Регламента Императорской Академии Наук и художеств», в котором определяется «щедрою рукой расположенный штат». Согласно «Регламенту» президенту академии определяется жалование в 3000 рублей. Почётные члены Академии получают по 200 рублей. В штат также были включены «грыдыровальщики портретов», резного дела мастера. Часть денег предусматривалась на содержание добросовестных учеников: «…в мастерских палатах надобно распределить учеников до 50 человек, на которых определяется сумма по прилежанию».

         Академия художеств развивалась благодаря стараниям просветителя и мецената Ивана Шувалова и поборника российского образования Михаила Ломоносова. Во время первого набора в Академию, занятия в которой начались в 1758 году, приняли 16 воспитанников Московского университета и 22 мальчика из солдатских семей Петербурга. К концу 1761 года здесь обучалось уже 68 человек.

         Сначала занятия проходили в доме Ивана Шувалова на Итальянской улице в Петербурге, затем для обучения были обустроены деревянные строения на берегу Невы. Здание на Университетской набережной, дом 17, в котором ныне располагается Российская академия художеств, было построено в 1788 году.

Талантливых учеников Шувалов отбирал без формальностей. Так, художник Фёдор Рокотов был принят в Академию «по словесному приказанию», а скульптор Федот Шубин «истребован из придворных истопников».

         Первые ученики Императорской Академии художеств настоянием Шувалова посылались за границу «для усовершенствования». Шувалов понимал, что образование, даваемое юной Академией, было недостаточным и лишь там, где были «старые академии, собрание картин и древностей, в ателье известных мастеров, молодой русский живописец или архитектор мог отшлифовать свой талант». Студентов отправляли в Париж, Рим, Венецию, Лондон сроком на три года. Всё это время Академия внимательно отслеживала нахождение своих воспитанников за границей, требовала уведомления об их времяпровождении и созданных ими работах. «Пансионеры должны быть аккуратными в уведомлении сведений о жизни на чужбине», – читаем в книге «Академия художеств в XVIII веке», которая находится в открытом доступе на портале Президентской библиотеки. Подающие надежду сделаться в будущем знаменитыми художниками пансионеры нередко проводили своё время «в праздности, нежели в учении». Так, например, художник Фёдор Алексеев «учился в Венеции, вёл бурную жизнь и своим поведением часто гневил Академию. Это, однако, не мешало ему много работать, и из него выработался первоклассный мастер пейзажа».

         В обучении молодых русских художников принимал участие «друг России Дидро». «От господина Дидерота, – писали ученики в Академию, – пользуемся благоразумными советами».

         В Президентской библиотеке хранится большое собрание фотографий желающих обучаться в Академии художеств в конце XIX – начале XX века. На снимках изображены абитуриенты различных сословий: крестьяне, аристократы, представители духовенства. Издание «Фотографические портреты явившихся на вступительный по рисованию экзамен», датированное 1888 годом, – одно из уникальных собраний фотографий, хранящихся в электронном фонде Президентской библиотеки. Издание содержит пометки «принят» или «отказано в поступлении», сюда также включены портреты преподавателей Академии, работавших в то время.

         В XX веке Императорской Академии художеств пришлось пройти сложные пути преобразований. С 1918 года на её базе существовало Высшее художественное училище. Затем были созданы Петроградские государственные свободные художественно-учебные мастерские. С 1932 по 1947 год в стране действовала Всероссийская академия художеств, в 1947 году она преобразовалась в Академию художеств СССР и переехала в Москву. Академия художеств СССР просуществовала до 1991 года, а в 1992 году она была преобразована в Российскую академию художеств.

         Как бы ни сложна была история, Санкт-Петербургская академия художеств всегда являлась арбитром в области художественного вкуса, домом «искусств и ремесел», в котором, говоря словами поэта Василия Майкова, «цветут художества» и «счастья совершенство». Среди выпускников Академии – художники Александр Иванов, Карл Брюллов, Василий Поленов, Василий Суриков, Архип Куинджи и многие другие. В Президентской библиотеке хранится большая коллекция материалов, посвящённых жизни и творчеству Ильи Репина, чьё имя носит Санкт-Петербургская академия художеств.

         На протяжении всей истории Академии художеств знаменитые ученики украшали парадные интерьеры залов. Так, оформление домовой церкви Академии, Рафаэлевского и Тициановского залов выполнялось под руководством знаменитого архитектора Константина Тона.

  Зураб Церетели, один из президентов Академии художеств, в центре круглого внутреннего двора в 2003 году установил памятник первому президенту Академии графу Ивану Шувалову. Так воплотилась идея преемственности поколений, которые на протяжении 265 лет, находясь в различных исторических эпохах и обстоятельствах, объединены устремлённостью к высоте искусства и служением российской культуре.

Related Images:

Олеся

Главный редактор “Россия-онлайн”

Ссылки на автора:

Темы новости

Все новости лентой

за 19 апреля 2024 года