14.04.2023

Дорожная кампания 2023. АНАЛИТИКА: Не сорвётся ли ремонт дорог в СПб и Ленобласти из-за небывалых санкций

Дорожная кампания 2023. АНАЛИТИКА: Не сорвётся ли ремонт дорог в СПб и Ленобласти из-за небывалых санкций

Дорожная кампания 2023: смогут ли отремонтировать асфальт в России после ухода огромного числа западных производителей спецтехники

Вот-вот в основной части России начнется ежегодная кампания по ремонту дорог. Сезон начинается примерно с мая, когда дороги становятся сухими. Средний лот на Госзакупках, например, в Ленинградской области, в прошлом году вырос незначительно – всего на 8,64% процента, что даже ниже уровня официальной инфляции (ее в Росстате оценили в 12 процентов). Цены на почасовую аренду техники также держатся на прошлом уровне, хотя стоимость техники выросла почти в два раза.

Дорожное строительство — одна из ключевых отраслей инфраструктуры, это указано в программе «Стратегические планы развития дорожной отрасли России на период до 2024 года». В последнее время свыше 50% спецтехники (а по некоторым данным, и до 70%), используемой в дорожном и промышленном строительстве в России, были импортируемыми.

В 2022 году Россия попала под небывалые санкции, часть производителей покинула страну по собственной инициативе. Пока не ясно, как это скажется на выполнении планов по дорожному и проиышленному  строительству. Сейчас пока сложно ориентироваться по статистике прошлого года, так как западные компании уходили постепенно. Например, ушел японский производитель Komatsu, который, по разным оценкам, занимал до 23 процентов от доли экскаваторов, работающих в России. Ушли также Hitachi и американские Caterpillar, Case и другие. Их долю сейчас стремительно занимают отечественная и китайская продукция. 

Основные строительно/ремонтные  подрядчики, часто имеют собственный парк, но они могут столкнуться с дефицитом запчастей и проблемами с обслуживанием.

Параллельно во России, как и во всем мире, развивается рынок аренды спецтехники. Это позволяет небольшим, средним, а сейчас уже и крупным подрядчикам не тратиться на содержание и амортизацию собственного парка. Теперь можно в пару кликов заказать практически любую технику на свой участок. Возможно, именно компании, арендующие спецтехнику, позволят избежать проблем во время строительного сезона 2023 года. 

По крайней мере, они еще до санкций во многом переключились на технику китайского производства. Компании из Поднебесной, такие как Zoomlion, Sany и XCMG, являются крупнейшими поставщиками спецтехники в мире. Они стремительно завоевывают освободившийся рынок в России и предлагают широкий ассортимент оборудования, включая катки, грейдеры, бульдозеры, экскаваторы, асфальтоукладчики и многое другое. 

– На рынке преобладают на сегодняшний день китайские и российские производители, поскольку других производителей просто нет. Мы пополнили парк на 22 единиц с февраля 2022 года. Европейские бренды пока еще надежнее, но наша финансовая модель построена на окупаемости. У нас окупаемый период покупки техники три года. Если брать зарубежную технику, то при тех же самых ценах она будет окупаться 5 лет. Мы изначально были ориентированы на азиатскую технику, поэтому уход европейских моделей на нас никак не сыграл, – рассказывает управляющий партнер «ГРУППА КИТ»  Роман Чуркин.

При этом Чуркин замечает существенный рост стоимости техники, даже отечественной: “К примеру возьмем самосвал российского производства. Еще несколько лет назад он стоил 4-5 миллиона, сейчас стоит уже под 10”.

Кроме того, он отмечает некоторый дефицит самосвалов-вездеходов с погрузочным объемом от 16 кубометров. Отечественные производители сейчас во многом завязана военные нужды и не могут обеспечить все потребности для строительного рынка. Среди простых самосвалов (не вездеходов) сейчас рынок завоевывают китайские FAW, Shacman и т. п.

Дорожная кампания 2023: смогут ли отремонтировать асфальт в России после ухода огромного числа западных производителей спецтехники

Фото Романа Чуркина

Так или иначе, скорее всего в 2023 году вряд ли можно ожидать больших проблем с строительством. Ресурс большого числа техники в парках еще не выработан, а значит можно ожидать от компаний, как минимум, прежних темпов. Как минимум, ближайшие год или два. За это время у генподрядчиков есть возможность либо переориентироваться на неевропейскую технику, либо переключиться на стремительно развивающиеся сервисы по аренде. 

Related Images:

Олеся

Главный редактор “Россия-онлайн”

Ссылки на автора:

Темы новости

Все новости лентой

за 5 мая 2024 года