Ученые признали математику болезненной наукой

10.11.2012

Ученые признали математику болезненной наукойИсследователи из университета Чикаго измерили нервную активность двадцати восьми взрослых людей, из которых у четырнадцати наблюдался повышенный страх перед математикой, другие же четырнадцать испытывали несколько меньше тревожных ощущений, сталкиваясь с данной наукой.

Каждому из испытуемых был предложен ряд математических и словестных вопросов. Когда участники занимались решением задач, при помощи специального оборудования у них сканировались различные процессы, которые происходили в их центральной нервной системе.

Когда группе, испытывающей чрезмерную тревожность перед точной наукой, предлагали очередную математическую задачу, активировались части мозга, которые отвечают за болевой опыт. В группе с более низкими тревожными ощущениями не наблюдалось подобной реакции.

«Чувство страха появляется только лишь в период ожидания. В процессе решения задания участники исследования, по всей видимости, не испытывали боли. Отсюда можно сделать вывод, что не сама по себе математика причиняет боль, а лишь мысль о ней», — говорит Ян Лайонс, автор исследования.

Исследователи сделали вывод, что люди, которые не способны решить задачу, скорее всего, испытывают страх, который затормаживает работу мозга, что мешает им применить свои знания. Ученые сейчас пытаются понять, можно ли разрешить данную проблему, снизив активность болевой зоны.

Некоторым временем ранее исследователи из Университета Эмори, расположенный в Атланте, смогли прийти к выводу, что люди сильно переоценивают опасность. Восприятие и эмоции тонко переплетены в сознании. Для этого исследователями был проведен эксперимент, в котором участникам предлагали оценить изображения, возникаемые на экране монитора.

Изображения на не более одной секунды увеличивалось в размере, прежде чем исчезнуть. Это делалось для того, чтобы создать имитацию надвигающегося оптического эффекта, который инстинктивно воспринимался ЦНС как столкновение. Всем участникам данного исследования предлагалось с помощью нажатия клавиши на клавиатуре определить, в какой из промежутков времени объект им казался наиболее пугающим. Исследователями было обнаружено, что в большинстве случаев участники недооценивали время столкновения с такими угрожающими объектами, как паук и змея, по сравнению с безобидными бабочками или кроликами.

Результаты эксперимента опровергли традиционное представления о восприятии приближающихся объектов. В том случае, если люди боятся чего-то, то они воспринимают объект так, как если бы он находился ближе к ним, нежели это есть на  самом деле. Страх способен изменить даже основные аспекты того, как человек воспринимает окружающий мир.