15.02.2019

Бакинский зритель тепло встретил спектакль с российскими звездами по пьесе азербайджанского драматурга

На сцене Оперной студии Бакинской музыкальной академии имени Узеира Гаджибейли в рамках гастролей Московского современного художественного театра прошел спектакль «Мальчишник», поставленный по пьесе азербайджанской писательницы и драматурга Лалы Алиевой-Клычковой.

На сцене Оперной студии Бакинской музыкальной академии имени Узеира Гаджибейли в рамках гастролей Московского современного художественного театра прошел спектакль «Мальчишник», поставленный по пьесе азербайджанской писательницы и драматурга Лалы Алиевой-Клычковой. Директор МСХТ и режиссер спектакля Руслан Банковский рассказал журналисту межпарламентской группы дружбы Россия-Азербайджан под руководством депутата Госдумы Дмитрия Савельева о том, как проходила работа над постановкой, в чем сила культурной дипломатии и какие перспективы сотрудничества есть у российских и азербайджанских театральных коллективов.

Спектакль «Мальчишник» заставил бакинскую публику пережить спектр самых разнообразных эмоций. Пятеро мужчин, в прошлом близких друзей, а сейчас скорее знакомых, собираются вместе чтобы обсудить предстоящую свадьбу одного из них. Но вечеринка получает неожиданный поворот и раскрывает характеры героев с интересных сторон. Руслан Банковский вспоминает, что познакомился с автором истории, Лалой Алиевой-Клычковой, на просторах Интернета: в соцсетях они обсуждали какой-то сценарий или пьесу. Общение переросло в дружеские отношения. «Мы вместе сделали наброски возможных сценарных заявок для ТВ-каналов. У нас было понимание общего дела, понимание возможного совместного движения вперед. Да и просто мы импонировали друг другу», — рассказывает директор МСХТ.

У Банковского и Алиевой-Клычковой оказалась похожая точка зрения на принципы совместной работы: если люди дружат, уважают друг друга, ценят культуру друг друга, то все вопросы можно решать мирно, и все проблемы сами собой исчезают. «У меня была первоначальная концепция спектакля, которую Лала в процессе работы изменила, именно её вариант мы в итоге взяли за основу, — признается Руслан Антонович. — Как режиссер, я потом подкорректировал кое-что, чтобы персонажи стали более четкими». У творческого тандема возникла идея снять на основе материала короткометражный фильм, но потом получилось сделать спектакль. Подготовка проходила в очень непростом режиме, ведь все актеры – звезды театра и кино, параллельно снимаются или играют где-то еще. Приходилось подстраиваться под графики работы каждого.

 «Иногда репетиции были в шесть утра, иногда мы заканчивали в час-два ночи, — вспоминает режиссер-постановщик спектакля. — Каждый актёр привнёс что-то свое в видение персонажей, что-то мы оставили, что-то убрали. Но нам удалось воплотить задуманное. И, думаю, Лала сказала бы так же». Премьера «Мальчишника» состоялась в конце прошлого года в Москве и была воспринята зрителем очень тепло.

Постановку привезли на оценку бакинской публике в рамках гастролей театра вместе со спектаклем «Анна Каренина».

«Мальчишник» вне конкуренции, поскольку «мама» спектакля сама родом из Азербайджана! – говорит Руслан Банковский. — А о спектакле по мотивам романа Льва Толстого «Анна Каренина», думаю, нет смысла рассказывать подробно, поскольку эту русскую классику знает каждый уважающий себя образованный человек. Спектакль, как и роман, про взаимоотношения и судьбы людей. Этот вопрос актуален в любое время и любую эпоху в любой стране».

Вопрос человеческих взаимоотношений важен в любой сфере, тем более, в творческой. Пример совместной работы российского режиссера и азербайджанского драматурга далеко не единственный для наших стран. У России и Азербайджана очень насыщенное общее театральное прошлое и настоящее.

«В Бакинском театре русской драмы в рамках проекта «Лабораторный спектакль» режиссеры Кирилл Заборихин и Алексей Кузьмин-Тарасов продемонстрировали два эскиза спектаклей на тему «Сказки о мёртвой царевне» Пушкина и русской народной сказки «Крошечка-хаврошечка». Насколько я знаю, оба эскиза понравились, театр заинтересовался постановками обоих режиссеров», — рассказал директор МСХТ. Он также напомнил, что представители театрального искусства Азербайджана ежегодно приглашаются в Россию на Международную летнюю театральную школу СТД РФ и на Всероссийский молодёжный Форум-фестиваль «Артмиграция». «Можно с уверенностью сказать: когда в Россию привозят какие-то спектакли, концерты из Азербайджана – на них всегда аншлаг, — отмечает Руслан Антонович. – Например, балеты «Семь красавиц» и «1001 ночь»: яркость красок, костюмы, сценография, восточная музыка! Весь колорит можно ощутить так полно, когда смотришь эти постановки».

Руслан Банковский часто выступает режиссёром-постановщиком на международных фестивалях, и ему в том числе близка концепция Бакинского фестиваля – «Театр без границ». Директор МСХТ полагает, что основа любых отношений людей — это так называемая «культурная дипломатия»: «Когда образованные люди понимают друг друга с первого слова, тогда и политическим тяжеловесам гораздо проще договориться даже в самых сложных вопросах. А бакинский «Театр без границ» – это территория Добра и Света, где главным оружием является Радость. Радость даже врага обезоруживает, в этом и есть одно из предназначений национального искусства во всём мире».

В 2019 году будут подводиться итоги реализации десятилетней Государственной программы развития Азербайджанского театра, а 10 марта Указом Президента Азербайджана ежегодно празднуется как День национального театра. В преддверии этой даты Руслан Банковский пожелал Национальному театру Азербайджана процветания, развития и движения вперед: «Придумывайте, творите, создавайте новое и необычное. Но всегда помните свои истоки, свои традиции, свой язык и свою самобытность! Сила народа в Памяти своей земли и предков!»

Related Images:

Сергей Пабликанов

Главный редактор “Россия-онлайн”

Ссылки на автора:

Темы новости

Все новости лентой

за 6 марта 2024 года