09.10.2022

Учителя и наставники Великого Петра

Учителя и наставники Великого Петра
Император Пётр Великий обладал обширными знаниями, умениями и навыками в различных областях – научной, военной и других. Он не уставал учиться всему, что требовали обстоятельства и предвосхищал его проницательный ум. Чем объясняется это неистощимое стремление к приобретению новых знаний? Есть ли это природное свойство пытливого ума, или же следствие воспитания и муштры с накрепко усвоенными навыками дисциплины?

Ответы на эти вопросы можно найти на страницах раритетных изданий, представленных на портале Президентской библиотеки.

«Весело встретил жизнь царевич Пётр Великий. Был он крепкого здоровья и красив собою. С ранних пор в мальчике начала обнаруживаться необыкновенная живость и острота ума», – читаем в книге Сергея Рождественского «О Петре Великом: как Пётр Великий провёл молодые годы, как и чему учился» (1872).

В то время, когда Пётр I появился на свет, Московское царство стало активно вступать в международные связи, для поддержания и развития которых необходимо было знание иностранных языков. В связи с этим возрастала потребность в высокопросвещённых учителях. Одним из таких учителей был «учёный человек для всяких поручений» Симеон Полоцкий – образованный монах, знавший историю, «владевший грамматикой, риторикой, пиитикой», для которого польский язык был вторым родным языком, «он писал на нём охотнее, чем на каком-нибудь другом». Стоя на страже интересов просвещения, Симеон Полоцкий способствовал зарождению в России высшего образования по образцу европейских университетов. Подробнее о жизни и деятельности русского просветителя можно узнать из книги Иерофея Татарского «Симеон Полоцкий» (1886).

Симеон Полоцкий стал наставником старших братьев и сестры Петра – Фёдора, Ивана и Софьи. Для детей монах написал «Книгу кратких вопросов и ответов катехизических» и «Житие и учение Христа Господа и Бога нашего» – обе книги в занимательной форме знакомили с основами богословия. Благодаря деятельности Полоцкого, Фёдор получил знание польского и латыни, которые были полезны в переговорах с иностранцами. Софья кроме языков интересовалась историей.

Первые учителя Петра не обладали талантами Симеона Полоцкого, но при участии последнего для царевича был найден учитель, «подьячий из челобитного приказа» Никита Зотов, «муж смиренный и всяких добродетелей исполненный».

«Прими моего сына к научению божественной мудрости, страху Божию, благочинному житию и писанию», – так обратилась к Никите Зотову мать Петра I Наталья Кирилловна. Поклонившись с трепетом и осенив себя крестным знамением, дьяк Зотов приступил к учению. Главным для него было научить царевича чтению и запоминанию наизусть глав из Часослова, Псалтири, Деяний апостолов и Евангелия. «Благодаря постоянному затверживанию наизусть и без того богатая от природы память царевича удивительно развилась и окрепла», – читаем в книге Бориса Глинского «Царские дети и их наставники: исторические очерки для юношества» (1912). Зотов учил Петра I по «потешным книгам», снабжённым «кунштами», т. е. рисунками или картинками, а также составлял для Петра «училища» – тетради с историями из жизни царей.

Однако дьяк Зотов не был сведущ в письме и в точных науках, и Пётр I, как пишет Сергей Рождественский в книге «О Петре Великом: как Пётр Великий провёл молодые годы, как и чему учился», «сгорая жаждой познаний, принялся за образование самого себя».

Несовершенство письменных навыков Пётр I компенсировал практическими умениями. На двенадцатом году жизни царевичу были доставлены инструменты для работ каменных, малярных и переплётных, а также верстак и токарный станок. В пятнадцать лет он уже владел четырнадцатью ремёслами.

Большое значение для Петра I имели тренировки «потешных полков» в Преображенском и Семёновском селе, где капитан Фёдор Зоммер учил его артиллерийским навыкам, знакомил с азами фортификации.

Самые ценные знания Пётр I приобретает в Немецкой слободе на окраине Москвы, среди наёмных иностранных офицеров. Говоря об учителях Петра I, невозможно не вспомнить о голландском инженере, купце Франце Тиммермане, который научил его пользоваться астролябией (один из старейших астрономических инструментов. – Прим. ред), занимался с ним геометрией и обучал фортификационному делу. «С той минуты, как узнал Тиммермана Пётр I, он уже с ним не расставался», – писал Василий Золотов в книге «История Петра Великого» (1872).

Для Тиммермана, как и для других учителей, Пётр I не был «лёгким» учеником – плохо владея начальной грамотой, он испытывал трудности с «письменным закреплением материала», к тому же был настолько гиперактивен, что «не умел ходить, а только бегал». «Все, что Пётр ни увидит, – пишет Василий Золотов, – просит объяснить, сказать, что это такое, к чему оно. И не было уголка, куда бы он не забежал взглянуть, нет ли там чего нового, любопытного?» Так, однажды, бывши в Измайлово, Пётр I вместе с наставником забрался в амбары и увидел незнакомое, «не русской постройки» судно. Учитель пояснил ему, что это английский бот, который «ходит на парусах по ветру и против ветра». Этого случая было достаточно, «чтобы в Петре возбудить страсть к мореплаванию и судостроению».

Другом и учителем Петра I стал Франц Лефорт, в будущем – генерал русской армии. О том, какое воздействие он имел на Петра, можно прочесть в книге Николая Устрялова «Лефорт и потехи Петра Великого до 1689 года» (1851): «Лефорт поразил юного царя знанием русского языка и в дальнейшем побудил в нём любовь ко всему великому, прекрасному, полезному, повлиял на развитие его душевных способностей». Пётр I привязался к Лефорту, часто бывал у него дома.

«Важным событием в умственной жизни Петра было сближение с гениальным учёным и писателем Готфридом Лейбницем. После бесед с Петром I Лейбниц был поражён всею его личностью, удивлён не только гуманностью такого могущественного государя, но и обширными его сведениями и быстрым соображением», – читаем в книге Якова Грота «Пётр Великий как просветитель России» (1872).

Несмотря на разнообразие знаний и умений, отсутствие систематического подхода к обучению давало о себе знать: Пётр I часто жаловался на недостаточность своего школьного образования. Так, однажды, войдя в учебную комнату своих дочерей и застав их за уроками, он со вздохом сказал: «О, если бы я в моей молодости был выучен как должно!»

Учитывая равнодушие того времени к наукам и искусствам, сонливую работу «общественного ума», который пугался всякой новой идеи, наставники Петра в той или иной мере познакомили его с «прелестью познания». «Пробудился ли в нём гений собственной силою или был побуждён счастливым смертным, ниспосланным ему в руководители» – будь то дьяк Зотов, голландец Франк Тиммерман, или в течение жизни «случайно» встреченный мастеровой, у которого царь «вровень» обучался новому умению, – вопрос, на который вот уже четвёртое столетие никто не может дать точный ответ.

Кроме этого, на портале Президентской библиотеки представлена масштабная коллекция «Пётр I», куда вошли исторические сочинения, воспоминания, письма, гравюры, страницы из ученических тетрадей юного царевича – все эти материалы дают широкое и детальное представление об интересах императора, об эпохе его ученичества, а также о том, как было устроено образование на Руси в этот переломный период истории.

Также Президентской библиотекой подготовлен видеофильм «Учителя Петра I», в котором рассказывается о первых 15 годах обучения будущего императора. Ознакомиться с фильмом можно на портале Президентской библиотеки.

Related Images:

Светлана Шестовицкая

Главный редактор “Россия-онлайн”

Ссылки на автора:

Темы новости

Все новости лентой

за 5 мая 2024 года