03.11.2022

Получится ли «отменить» Россию?

беседуем с кандидатом психологических наук, политическим психологом Наталией Красовской

В связи с последними событиями на международной арене своеобразной модой в определённых зарубежных кругах стало желание противопоставить русскую культуру западной цивилизации, изолировав её от остального мира. Как развивается этот процесс и имеет ли он реальные перспективы, мы беседуем с кандидатом психологических наук, политическим психологом Наталией Красовской.

— Наталия Рудольфовна, считается, что термин «культура отмены» (англ. cancel culture) – это веяние последнего времени. На ваш взгляд психолога, насколько обоснованно это утверждение?

— Как говорится, ничто не ново под луной. Ещё в Древней Греции существовало понятие остракизма, когда человека, неугодного большинству, на определённое время изгоняли из города. Уже в то время остракизм нередко использовался как средство политической борьбы. В истории человечества можно насчитать массу примеров, когда отдельную личность, группу людей и целые народы пытались вычеркнуть из общественных процессов и из исторической памяти. Вспомните только пещерный антисемитизм в Европе или исламофобию в США. От этих процессов мало чем отличается современная «культура отмены», когда жертве выносится мгновенный публичный приговор, и её объявляют преступником либо персоной нон-грата. Достаточно было, например, Джоан Роулинг, автору романов о Гарри Поттере, критически отозваться о трансгендерах, как преданные почитатели и литературная среда отвернулись от неё.

— Существуют ли какие-то психологические предпосылки, которые снова и снова побуждают общество воспроизводить шаблоны «культуры отмены»?

— Все эти процессы имеют в своей основе глубинный страх перед иным и ставят своей задачей упреждающую защиту от него. Нетерпимость к чужому мнению и образу жизни способна стать причиной возникновения самой жгучей ненависти, а когда человека не удовлетворяет его жизнь или окружающая среда, он не тратит время на то, чтобы выявить причины происходящего, а идёт простым путём – снимает своё социальное напряжение поисками внешнего врага. Сегодня соцсети позволяют таким индивидам «сбиваться в стаи» и выплёскивать недовольство в агрессивных формах. Легко спорить с тем, кого «отменяют» и замалчивают, ведь он, по сути, не может возразить в ответ. Пушкин определял этот психологический феномен как «толпы безумной презренный, робкий эгоизм». Но самое страшное, когда «культура отмены» начинает внедряться и на межгосударственном уровне.

— Что вы подразумеваете под этим?

— Всё, что связано с попытками «отменить» Россию и её вклад в историю и мировую культуру. Хотя официальные западные санкции напрямую, в отличие от экономики, не затронули сферу культуры, она несёт ничуть не меньший урон от того, что кому-то очень хочется изъять из публичного поля страну, которая вызывает раздражение своим несогласием с ценностями Запада. Ничего общего это не имеет с толерантностью, о которой любят вещать западные интеллектуалы, при том что идеологические интересы имеют в «культуре отмены» превалирующее значение. В одном ряду стоят отмена традиционных гастролей балета Большого театра в Лондоне, увольнение дирижёра Валерия Гергиева с поста главного дирижёра Мюнхенского филармонического оркестра и запрет российским спортсменам на участие в международных соревнованиях. Такое отношение к деятелям культуры и спорта турецкий президент Эрдоган назвал «фашистскими подходами». И в самом деле, чем отличается книжный магазин в Киеве, который отправляет перерабатывать на макулатуру 48 тысяч книг на русском языке, от гитлеровцев, которые швыряли в костры «вредные» книги Генриха Манна, Зигмунда Фрейда и Ремарка? Доходит до абсурда: в Латвии из Кургана Дружбы были вырваны мемориальные плиты с текстами обращений партизан к потомкам с просьбой беречь мир и дружбу между народами. А украинцы не только изъяли из школьных учебников произведения Пушкина, но и снесли на территории Украины более десятка памятников великому русскому поэту. Предположим, что радикальным украинцам не нравятся книги Михаила Булгакова, который, на их взгляд, «яростно ненавидел Украину и порочил её», но что плохого сделал современной Украине Пушкин, творивший два столетия назад?! Заметьте, что в первую очередь отмене подвергается именно культура, которая способствует взаимопониманию между разными народами и странами – и это не случайность, а целенаправленная политика в отношении России.

— Видите ли вы реальный выход из сложившейся тупиковой ситуации?

— Варвары уничтожили античную цивилизацию, но тем самым они опрокинули мир в пропасть Средневековья, из которой человечество выбиралось столетия. Точно так же «культура отмены» ведёт мир к цивилизационной пропасти. Ещё ни один народ не обогатила отмена чужой культуры или достижений науки, а вклад России в интеллектуальный багаж человечества таков, что вычистить его из публичного поля невозможно никакими усилиями. Сегодня во многих странах, несмотря на «культуру отмены», люди учат русский язык, с интересом относятся к русской культуре, ценят и сохраняют её. Необходимо выстраивать прочный диалог с ними, транслировать наши культурные ценности народам дружеских и нейтральных государств. Рано или поздно те, кто поносит сегодня Россию и её вклад в мировую культуру, очнутся от морока, и тогда мы сможем возобновить культурные связи с ними – на новых основаниях. Сама по себе «культура отмены» самоубийственна, и, несомненно, будущие поколения поблагодарят нас за то, что Россия помешала миру скатиться в эпоху нового варварства.

Related Images:

Сергей Пабликанов

Главный редактор “Россия-онлайн”

Ссылки на автора:

Темы новости

Все новости лентой

за 26 апреля 2024 года