«Метриум»: Старые новостройки против новых – какие альтернативы есть у покупателей переоцененной «вторички»
На рынке жилья в Москве сформировался отдельный специфический сегмент «старых новостроек» или «новой вторичеи» – порядка 15% квартир на вторичном рынке жилья Москвы предлагаются собственниками домов 2000-х гг., подсчитали аналитики компании «Метриум». Как правило, эта недвижимость морально устарела, но её стоимость сопоставима с расценками актуальных новостроек, в результате владельцы таких квартир конкурируют с застройщиками. Эксперты «Метриум» изучили рынок десяти знаковых жилых комплексов 2000-х гг. и нашли более привлекательные альтернативы в современных новостройках.
В 2022 году московский рынок вторичного жилья существенно пополнился предложением. Заметную нишу в нем заняли относительно массовые (в сравнении с редкими домами 1990-х гг.) новостройки 2000-х. Они были построены не по типовым лекалам советской эпохи и изначально рассчитаны на аудиторию с более высокими потребностями и бюджетами. Из-за этого собственники таких квартир склонны переоценивать ликвидность своего жилья на текущем рынке, которое уже значительно уступает в моральном и даже физическом отношении новостройкам 2010-х гг. и актуальным проектам застройки. При этом в силу субъективной оценки владельцев и очень больших площадей сегмент «старых новостроек» 2000-х гг. конкурирует по цене с предложениями от застройщиков.
Аналитики «Метриум» изучили наиболее яркие жилые комплексы 2000-х гг. и рынок квартир в них. В их числе «Триумф Палас», «Золотые ключи», «Алые паруса», «Шуваловский», «Эдельвейс», «Дом в Сокольниках», «Континенталь», «Дом на Беговой», «Триколор». Для сравнения также взят первый в Москве элитный жилой дом, построенный в 1994 году, – «Вересаева, 6». В выборку вошли дома разного класса, масштаба и расположения, чтобы она была более репрезентативной.
Всего эксперты изучили более 300 вариантов квартир. Анализ показал, что жилье в домах 2000-х гг. действительно стоит дорого. Прежде всего, это связно с площадью их квартир. Так, средняя площадь однокомнатной квартиры составляет 52 кв. м, двухкомнатной – 71 кв. м, трехкомнатной – 124 кв. м, с четырьмя и большим числом комнат – 209 кв. м. Для сравнения: в современных новостройках «старой» Москвы однокомнатные квартиры в среднем достигают 42 кв. м, двухкомнатные – 65 кв. м, трехкомнатные – 96 кв. м, четыре-плюс – 166 кв. м. Большая площадь обуславливает высокую стоимость, даже если цена квадратного метра умеренная. Помимо этого, качество планировок больших квартир невысоко – среди них встречаются трехкомнатные лоты площадью более 100 кв. м без гардеробной, с одним санузлом, со смежными комнатами и другими недостатками.
При этом за среднюю однокомнатную квартиру собственники просят в среднем 25 млн рублей (против 18 млн рублей на рынке актуальных новостроек), за двухкомнатную – 31 млн рублей (столько же, сколько в современных новостройках), за трехкомнатную – 75 млн рублей (против 50 млн рублей), за четыре-плюс – 116 млн (против 125 млн в новостройках).
Аналитики «Метриум» составили таблицу возможных альтернативных вариантов жилью 2000-х в современных жилых комплексах от застройщиков. Для этого эксперты отталкивались от средней стоимости квартиры с тем или иным числом комнат в старых домах и находили за такую же цену помещение в актуальных новостройках в той же локации (или максимально близко, если в районе были новостройки). В приоритете были варианты жилья с такой же или максимально приближенной площадью старых помещений, либо жилые комплексы на класс выше.
Анализ показал, что практически во всех случаях бюджет покупки большой квартиры в домах 20-30-летней давности позволяет рассчитывать на квартиру либо сопоставимой площади, либо более высокого класса в новостройках, причем с хорошим расположением.
Что касается качественных сравнений, у современных новостроек и домов 20-30-летней давности есть существенные различия. По мнению экспертов «Метриум», элитные клубные дома 1990-2000-х построены добротно, часто имеют продвинутые инженерные системы (например, очистки воды и воздуха), как и современные новостройки. Однако качественная разница более заметна между зданиями бизнес- и премиум-класса разных эпох. Так, в жилых комплексах начала 2000-х не всегда есть современная система вентиляции, и вопрос решается установкой кондиционеров с внешним блоком. Заметны и архитектурные различия. В домах 2000-х гг. редко проектировались стилобаты, в связи с чем коммерческие пространства на первых этажах сильно ограничены по высоте и площади помещений. Общественные зоны и входные группы либо вовсе отсутствуют, либо очень маленькие. Авторский дизайн мест общего пользования (отделочные материалы, мебель, освещение) также применялся редко.
«Наиболее заметен прогресс в архитектурном плане, – рассказывает Дмитрий Голев, коммерческий директор Optima Development (девелопер премиального жилого квартала «Прайм Парк»). – Современные проекты часто разрабатывают зарубежные архитекторы, скажем, для нашего квартала мы привлекли британского архитектора Филипа Бола. Полноценной частью жилого комплекса или квартала стали лобби, ресепшн, лаундж-зоны на первом этаже. При этом высота потолков в таких помещениях может быть равна двум этажам дома. Девелоперы сегодня не стремятся сэкономить на социальных пространствах, потому что жители хотят формировать внутреннее комьюнити, а для этого нужны места для встреч, отдыха, приема гостей за пределами квартиры. В нашем квартале такой социальной площадкой под открытым небом в окружении арт-объектов, взрослых деревьев и фонтанов стал приватный парк площадью три гектара».
Благоустройство прилегающего пространства в жилых комплексах 2000-х гг. часто утилитарно: нет функционального зонирования для жителей разных возрастов, сложного ландшафтного дизайна, сценарного освещения.
«Покупательский опыт клиентов премиального сегмента жилья за последние 20 лет существенно обогатился, – отмечает Лилия Арцибашева, коммерческий директор Regions Development (девелопер премиальных проектов «Преображенская площадь» и Dream Towers). – Многие уже пожили в разных жилых комплексах, а иногда в других городах и странах, поэтому их требования к жилому пространству выросли. Прежде всего, изменились представления о комфортной прилегающей территории. Благоустройство стало одним из основных конкурентных преимуществ проекта на рынке, так как люди хотят видеть рядом с домом парки, развлекательные зоны, арт-объекты, места для занятия спортом и т. п. К примеру, рядом с комплексом Dream Towers есть Ландшафтный парк площадью более 40 гектаров, который благоустроил девелопер за счет собственных средств».
Наконец, часто из-за площади помещений, устаревших инженерных систем и отсутствия жестких экологических требований на момент строительства коммунальные услуги в старых «бизнес» и премиальных новостройках высоки (до 35 тыс. рублей в месяц за однокомнатную квартиру).
«Конечно, есть психологическая и субъективная склонность владельцев старого жилья преувеличивать стоимость своих квартир, – комментирует Руслан Сырцов, управляющий директор компании «Метриум». – Особенно, если в свое время в квартиру были вложены значительные средства на дорогой ремонт. Играет безусловно роль и большая площадь жилья, которая даже несмотря на более умеренную, чем в современных новостройках, стоимость квадратного метра, все равно делает эти предложения относительно дорогими. Однако не стоит недооценивать ликвидность жилых комплексов 2000-х гг., особенно класса бизнес и выше. Для многих клиентов они все еще остаются привлекательными на фоне более дорогих современных новостроек и намного менее актуальных вариантов жилья более старших поколений (1990-х или даже советских лет). Иногда этим комплексам нет альтернативы в рамках локации по цене».
Старые новостройки против новых: какие альтернативы есть у покупателей переоцененной «вторички»
Проект | Год | Средняя стоимость, тыс. руб/кв. м | Число комнат | Средняя площадь квартиры, кв. м | Средняя стоимость квартиры, млн руб. | Класс | Альтернативная новостройка (проект) | Класс | Число комнат | Площадь квартиры/ апартамента, кв. м | Стоимость квартиры/ апартамента, млн руб. |
«Триумф Палас» | 2006 | 785 | 3 | 170 | 172 | Премиум | Прайм Парк | Премиум | 4 | 163 | 145 |
4 | 198 | 123 | Прайм Парк | Премиум | 4 | 176 | 123 | ||||
5 | 310 | 213 | Берег столицы: Дома в Серебряном бору | Премиум | 4 | 420 | 200 | ||||
6 | 204 | 215 | Red 7 | Премиум | 3 | 207 | 207 | ||||
«Золотые ключи» | 2003 | 672 | 4 | 240 | 133 | Премиум | West Garden | Бизнес | 4 | 196 | 137 |
5 | 243 | 182 | West Garden | Бизнес | 4 | 202 | 180 | ||||
6 | 338 | 237 | Река | Премиум | 290 | 238 | |||||
«Шуваловский» | 2005-2008 | 575 | 1 | 54 | 31 | Премиум | Legacy | Премиум | 1 | 53 | 31 |
2 | 66 | 52 | Legacy | Премиум | 2 | 66 | 42 | ||||
3 | 110 | 62 | Legacy | Премиум | 3 | 120 | 63 | ||||
4 | 129 | 77 | Legacy | Премиум | 2 | 127 | 67 | ||||
5 | 192 | 120 | Snegiri Eco | Премиум | 2 | 168 | 168 | ||||
6 | 234 | 250 | Snegiri Eco | Премиум | 3 | 220 | 243 | ||||
«Алые паруса» | 2001 | 488 | 2 | 68 | 35 | Бизнес | Клубный город на реке Primavera | Премиум | 2 | 68 | 34 |
3 | 120 | 64 | Клубный город на реке Primavera | Премиум | 3 | 119 | 62 | ||||
4 | 171 | 83 | Клубный город на реке Primavera | Премиум | 4 | 142 | 90 | ||||
5 | 197 | 86 | Trend | бизнес | 4 | 173 | 72 | ||||
6 | 427 | 178 | Берег столицы: Дома в Серебряном бору | Премиум | 4 | 420 | 200 | ||||
«Эдельвейс» | 2004 | 449 | 1 | 56 | 27 | Бизнес | Fili City | Премиум | 1 | 55 | 29 |
3 | 124 | 52 | Shome | Бизнес | 3 | 125 | 57 | ||||
4 | 230 | 90 | West Tower | Бизнес | 4 | 214 | 107 | ||||
«Дом в Сокольниках» | 2007 | 443 | 3 | 134 | 59 | Бизнес | Преображенская площадь | Премиум | 3 | 117 | 59 |
4 | 145 | 80 | Symphony 34 | Премиум | 4 | 135 | 80 | ||||
«Континенталь» | 2010 | 424 | 1 | 33 | 17 | Бизнес | Остров | Премиум | 1 | 36 | 22 |
2 | 79 | 33 | Остров | Премиум | 2 | 73 | 33 | ||||
3 | 133 | 58 | Остров | Премиум | 3 | 125 | 58 | ||||
4 | 154 | 61 | Остров | Премиум | 4 | 154 | 68 | ||||
5 | 197 | 88 | Остров | Премиум | 4 | 165 | 77 | ||||
«Дом на Беговой» | 2010 | 394 | 1 | 54 | 20 | Бизнес | Headliner | Бизнес | 1 | 43 | 21 |
2 | 66 | 25 | Headliner | Бизнес | 2 | 66 | 27 | ||||
3 | 100 | 40 | Headliner | Бизнес | 3 | 100 | 41 | ||||
4 | 117 | 47 | Headliner | Бизнес | 4 | 118 | 45 | ||||
5 | 260 | 84 | Дом Дау | Премиум | 4 | 130 | 90 | ||||
«Триколор» | 2008 | 379 | 1 | 50 | 23 | Бизнес | Cоюз | Премиум | 1 | 48 | 22 |
2 | 77 | 29 | Союз | Премиум | 2 | 74 | 33 | ||||
3 | 113 | 38 | Мираполис | Бизнес | 3 | 124 | 38 | ||||
4 | 137 | 54 | Мираполис | Бизнес | 3 | 144 | 45 | ||||
«Вересаева, 6» | 1994 | 316 | 6 | 230 | 56 | Премиум | ФизтехСити | Бизнес | 4 | 227 | 58 |
Related Images:
Главный редактор “Россия-онлайн”