27.07.2011

Страницы истории. Сталинский вояж в Берлин. Предисловие

Страницы истории. Сталинский вояж в Берлин. ПредисловиеГоворя о победе в Великой Отечественной войне, нельзя сбрасывать со счетов огромные достижения советских дипломатов. Великолепный прагматик, Иосиф Сталин часто повторял: «Русские всегда умели воевать, но никогда не умели заключать мир». После разгрома фашизма, на встрече с союзниками генералиссимусу и его советникам предстояло изменить этот ставший стереотипом факт и собрать достойные плоды победы, доставшейся советским людям столь дорогой ценой. А для этого необходимо было создать максимальные комфортные условия для дипломатического блицкрига.

Чтобы закрепить договоренности Ялтинской конференции и добиться новых преференций, Сталину необходимо было провести очередную конференцию с союзниками в только что завоеванном советскими войсками Берлине. Встреча в побежденной Германии давала ему значительное моральное превосходство над США и Великобританией. Однако в этой блестящей идее была масса подводных камней. Во-первых, в разрушенном Берлине проводить конференцию было просто негде. А во-вторых, еще в 1942 году было принято решение Политбюро, запрещавшее его членам летать самолетами (сам Сталин безумно боялся перемещаться на этом виде транспорта). Проблема заключалась в том, что железнодорожной линии, по которой Иосиф Виссарионович мог бы добраться до Германии,  не существовало. Иными словами, она была разрушена. Более того, вождь вовсе не собирался долго ждать, когда ее восстановят. Задачку предстояло решить не из легких.

Найти подходящие помещения для конференции в разрушенном Берлине оказалось невозможно. С трудом отыскали в пригороде германской столицы единственное уцелевшее здание, достойное столь торжественного мероприятия: дворец германского кронпринца в Потсдаме Цецилиенхоф. Здание было и относительно сохранившимся, и довольно вместительным – более 170 комнат. Однако помещений все равно оказалось маловато.  Для многочисленных делегаций избрали не пострадавший от войны район фешенебельных вилл — Бабельсберг. Теперь оставалось дело за малым, в считанные дни восстановить железную дорогу, обеспечить безопасность и комфорт.

6 июня 1945 года Берия подписал приказ «Об обеспечении специальных мероприятий по объектам «Пальма». На расчистку дорог и восстановление мостов в районе проведения конференции были брошены армейские дорожные части и мобилизованное для этой цели местное население. Меньше, чем через месяц силами инженеров из НКВД были отремонтированы и пущены электростанции в Бабельсберге и Потсдаме, восстановлены гаражи и два аэродрома — Кладов и Дальгов. А неподалеку от дворца создавались «необходимые запасы живности, дичи, гастрономических, бакалейных, фруктовых, кондитерских изделий и напитков». Более того, были открыты три фермы — животноводческая, птицеводческая и овощная, и начались поставки свежей рыбы. Кормить предстояло уйму народа.

Что касается безопасности, то к Потсдаму и Бабельсбергу к 15 июня 1945 года было переброшено 7 полков  НКВД   и  полторы тысячи самых опытных оперативников. Район, где проходила  конференция, охраняли более 2 тыс. солдат и офицеров войск  НКВД. А в самом дворце кронпринца кроме 1000 солдат находились и 150 оперативников из  НКВД и НКГБ.  В дополнение к советской  охране  американцы и англичане в конце июня направили в Бабельсберг свои войсковые подразделения. Англичане, например, настаивали на том, чтобы их делегацию охраняло и обслуживало не меньше 4 тысяч солдат. Все помещения, в которых планировалось разместить делегации союзников, были отремонтированы и обеспечены мебелью и всем необходимым. Весь обслуживающий персонал переправили из Москвы: официантов, истопников, швейцаров и горничных предварительно отбирали среди сотрудников «Интуриста».

После того, как было выбрано и обустроено место проведения конференции, оставалось осуществить самую важную часть операции «Пальма»: доставить на встречу с союзниками Сталина. Дело по существу уникальное! Предстояло в рекордные сроки не только восстановить железнодорожное сообщение с германской столицей, но и переделать железнодорожное полотно до советской ширины. Дело в том, что колея на европейских дорогах на порядок уже, чем была в СССР (еще мудрейший император Николай I повелел специально создавать отличные от европейцев дороги, чтобы затруднить на случай войны переброску врага). Можно было пойти, конечно, более простым путем: переставить вагоны на евроколеса. Однако опасались недовольства вождя, поэтому  никто не решился взять на себя ответственность за возможные последствия. И 828 километров железнодорожного полотна за считанные дни приняли привычный для советских людей вид.

Петросова Анна, профессиональный журналист издания Россия-ОнлайнНовости России

продолжение следует

Related Images:

Сергей Пабликанов

Главный редактор “Россия-онлайн”

Ссылки на автора:

Темы новости

Все новости лентой

за 20 апреля 2024 года