27.07.2011

Страницы истории. Сталинский вояж в Берлин

Страницы истории. Сталинский вояж в БерлинА  чтобы обеспечить генералиссимусу достойную охрану, вместо одного состава было сформировано сразу три. Основной поезд, в котором ехал Иосиф Сталин, охраняло 90 офицеров. Это был необычный состав. В него вошли несколько вагонов-салонов, вагон для охраны, штабной с отдельным купе для коменданта поезда, других сотрудников, вагон-гараж на две автомашины, вагон-ресторан и продуктовый. В начале и в конце спецпоезда — платформы с зенитными установками и спаренными крупнокалиберными пулеметами.  Спецсостав готовили основательно, обеспечив его огромным запасом топлива и воды. Предусмотрено было все: продукты, проверенные в специальной лаборатории, шифровальщики, радиосвязь. Впереди этой передвижной крепости шел контрольный состав с 40 оперативниками управления  охраны, а сзади поезд с еще 70 бойцами войск  НКВД. На каждую станцию по пути следования были переброшены дополнительные милицейские наряды и назначены ответственными высокие чины ГБ.

Организация доставки вождя в Берлин готовилась с такой тщательностью, что позднее ее сравнивали с подготовкой самой ответственной боевой операции. День отъезда Сталина в Берлин был назначен на 15 июля 1945-го года. Ранним утром на Белорусский вокзал, откуда отходил поезд «особой нормы», вождь прибыл с остальными членами делегации. Точно в намеченный срок раздался сигнал в кабине машиниста – «Вперед!». Как вспоминал позднее машинист Виктор Лион, он, покрывшись испариной от напряжения, дернул рулевую ручку. Спецпоезд не ехал, а «плыл» по путям – мягко, без рывков (высокопоставленные пассажиры не любили «неаккуратной» езды, за резкую остановку и т.п. машинисты получали нагоняй), с остановками «по требованию». Сталин любил короткие прогулки. Во время одной из них подошел к тепловозу. «Доедем мы на этой машине до Берлина?» – спросил генералиссимус у Кудрявкина. «Не только до Берлина, – ответил Николай Иванович, – но и обратно в Москву вернемся, товарищ Сталин!»

Однако в дороге не обошлось без приключений. «Подъезжаем к Одеру, — вспоминал Виктор Лион. — Старый мост разбомблен. Чтобы проехать по наведенному, пришлось заранее сбросить скорость до 5 км в час. Тормозные колодки сильно нагрелись и задымили. Заметив это, помощник машиниста высунулся из кабины локомотива. И зацепившись за мачту семафора, выпал из окна. Поезд остановился. Бедолагу уложили на носилки, оказали первую медпомощь, отправили в госпиталь. И уже через неделю в Потсдаме он вернулся в строй». Однако о происшествии доложили Сталину, и тот о нем не забыл. За несколько минут до отправления состава в Москву подошел и спросил о самочувствии помощника. Поодаль стоял Берия. Все, кто находился в кабине, покрылись холодным потом. Сталин сделал характерный жест указательным пальцем, улыбнулся и сказал: «Надо, товарищ, быть аккуратнее…»

В Потсдам спецпоезд прибыл строго по графику, составленному в НКВД. Обратный путь протекал без происшествий. Правда, не обошлось без неприятности на Белорусском вокзале, куда прибывал спецсостав. Помощник коменданта потребовал остановить поезд так, чтобы подножка вагона-салона оказалась  напротив ковровой дорожки, ведущей в депутатский зал. «Въезжая на малой скорости, я, конечно же, видел ковровую дорожку, — вспоминал Виктор Лион. – Но семафор оказался в закрытом состоянии. Поэтому сосредоточился на телефонной трубке и тормозном кране. Вдруг неизвестно откуда, вижу, выскочил стрелочник и замахал красным флажком. Поезд остановился, увы, не там, где надо. Сталину пришлось добираться до машины по мокрому перрону…»

А машиниста заставили писать объяснительную записку. Впрочем, все обошлось. Более того, локомотивную бригаду наградили медалью «За боевые заслуги». 15 сентября 1945 года Берия представил наиболее отличившихся участников операции «Пальма» к наградам «за успешное выполнение специального задания правительства» (поощрили 2851 человек).  Союзники тоже не остались в долгу. Так, замнаркома НКВД Сергей Круглов, он также  обеспечивал и безопасность   Ялтинской   конференции, стал рыцарем ордена Британской империи и кавалером американского ордена «Легион достоинства».

Петросова Анна, профессиональный журналист издания Россия-ОнлайнНовости России

Начало статьи

Related Images:

Сергей Пабликанов

Главный редактор “Россия-онлайн”

Ссылки на автора:

Темы новости

Все новости лентой

за 24 апреля 2024 года