Наши люди на этом в булочную не ездили
Первые советские такси начали рассекать улицы столицы 90 лет назад. Автомобиль, задействованный в этих целях, был черного цвета, а на кузове красовалась желтая полоса. Пятнадцать элегантных и сверкающих машин успешно влились в море самых разных транспортных средств.
Корреспондент журнала «Мотор» писал:
«Интерес населения к таксомоторному движению довольно значителен».
Он пояснял его тем, что такие автомобили практически не имели простоя и по прибытии свободные места в такси тут же занимались новыми пассажирами.
Не только в обыденную жизнь вторглись такси, но и в речь. До сих пор мы употребляем слова и словосочетания, пришедшие к нам из лексикона прошлого века, например «лови мотор».
До революции в Москве взять такси можно было на специальной бирже, где пассажиры ожидали свободный автомобиль. Стоянки находились в самых оживленных частях города – Арбатской, Пушкинской и Театральной площадях, а также у вокзалов.
Флажок на капоте
В послереволюционный период, буржуазные привычки стали активно искоренять. Безусловно, такси, было одной из них. Плюс ко всему, подобная услуга большинству была просто не по карману и многие отдавали предпочтение трамваям, а то и вовсе шли пешком.
В двадцатые годы, когда господствовал НЭП, предприимчивые люди находили разные способы заработка, и такси было одним из них. Но владельцы собственных машин брали с клиентов завышенные суммы, в связи с чем, власть решила ввести свой аналог. В отличие от частных такси, государственные имели меньшую стоимость, а на их капоте располагался красный флажок. Но отыскать данную машину в целом потоке транспортных средств было довольно сложно. Тем не менее, вскоре частная автомобильная лавочка исчезла.
В 30-е годы первым такси, где рядом с водительским было также и место пассажира, стал отечественный ГАЗ-А. Цены на проезд в таком транспорте были умеренными, но данная услуга считалась роскошью.
Даже спустя сорок лет завсегдатаи лавочек подозрительно косились на пассажиров, подъехавших к подъезду на такси. А реплика одной из героинь фильма «Бриллиантовая рука» даже стала крылатой:
«Наши люди в булочную на такси не ездят!».
Из Москвы в Симферополь
В середине тридцатых вышла новая модель ГАЗ-М1, которую также называют «Эмка». Автомобиль имел безупречный внешний вид – обтекаемый длинный корпус, «запаска» сзади и мощный мотор. Однако были некоторые проблемы с комфортом, так как салон машины не отапливался, а учитывая суровые московские зимы, это было довольно серьезной проблемой. В новом автомобиле не было багажника, места для пассажирского багажа. Но в те времена люди были неприхотливыми.
В военный период, ясное дело, было совсем не до такси. Часть автомобилей реквизировали для армии, а часть просто законсервировали. После завершения войны обладатели трофейных машин и шоферы служебных, стали «левачить». Как в былые времена, с ними стали конкурировать возрожденные такси, основу которых составила новая марка «Победа». Новые такси были более комфортабельные и отапливались. Автомобили курировали между столицей и ближайшими к ней городами, но за круглую сумму можно было доехать даже в Симферополь.
«Сажай и вези, куда хочешь»
Спустя время на смену «Победе» пришла «Волга». До этого некоторое время в качестве такси использовался «Москвич», но он так и не прижился, хоть и успел засветиться в нескольких кинокартинах.
Очень часто героями фильмов становились именно водители такси. Они были отличными рассказчиками, отменными шутниками и хранителями большого количества интересных историй. Тем не менее, ловчил среди них водилось значительно больше.
Здесь, как и в торговой сфере действовала достаточно сложная, а иногда даже криминальная система уловок и «левых» заработков. С их помощью водители обманывали не только клиентов, но и государство.
Такси были нарасхват. С раннего утра и до позднего вечера на стоянках гудели толпы клиентов. Народ тщательно следил, чтобы никому не удалось влезть без очереди. Но всегда находился тот, кто проходил в обход, оправдываясь спешкой в больницу, аэропорт и прочее. Нередко подобные ситуации заканчивались громкими скандалами, а порой и драками.
Особенно большой наплыв пассажиров наблюдался в предпраздничные дни, когда таксисты то и дело развозили горожан по магазинам, где те выбирали подарки своим близким, выпивку и дефицитные продукты.
Сегодня же потребители услуг таксистов таких проблем не знают. В столице действует масса фирм, где можно сделать данный заказ. Выбрать можно самую разную машину, в этом плане клиентов абсолютно никак не ограничивают. Единственной проблемой является то, что среди водителей очень мало настоящих знатоков города. Остается только с ностальгией вспоминать асов из прошлого, которым были известны все самые кратчайшие пути, проходные дворы и переулки.
Related Images:
Главный редактор “Россия-онлайн”