12.04.2013

Вузы России работают неэффективно.

Вузы России работают неэффективно.

На сессии 14-ой Апрельской конференции ВШЭ велось обсуждение вопросов и проблем высшего образования на территории Российской Федерации.

Свое мнение по обсуждаемой тематике высказал Е. Князев, директор Центра университетского менеджмента Института образования ВШЭ.  Высшее образование России находится на пересечении различных интересов. Среди заинтересованных в развитии вузов и высшего образования в целом, акторов, группа исследователей под руководством Князева, рассматривала государство, абитуриентов и выпусников, и академическое сообщество в целом.

Вузы России работают неэффективно.

Требуемым образом не всегда учитываются некоторые проблемы стоящие в вопросе о высшем образовании в стране. Потребность граждан в образовании продолжает расти, при этом образовательные центры все чаще становятся научными, играя все большую роль в предоставлении кадров на рынок труда, того, или иного региона. Для любого бизнеса характерны специфические интересы. Работодателям становится открыто известно, какие вузы в большем числе процентов выпускают на рынок труда более квалифицированные кадры. Единственными недочетом является слаборазвитая структура планирования на перспективу, выявление вопроса –   какие специалисты будут необходимы через 6-7 лет. Государство является едва ли не основным источником финансирования и, по мнению многих исследователей, для него более удобно выстраивать учебные заведения в, так называемые, вертикальные иерархии. Таким образом, выходит, что лидеры, элитные вузы, получающие больше средств и ресурсов, к ним идет все большее количество абитуриентов, а прочие остаются ни с чем. Евгений Князев отметил, что пассивная позиция научного общества в решении поставленного вопроса имеет далеко идущие негативные последствия. По итогам проведенного исследования специалистами было выведено несколько типов существующих на данный момент вузов на территории государства: исследовательские институты, являющиеся при этом научными центрами, региональные вузы, достаточно плодотворно работающие на потребности конкретного региона и  элитные вузы, работающие на рынке труда всей страны. Второй группой исследователей из Института образования НИУ ВШЭ был представлен доклад о вопросе эффективности учебных заведений. Проведенный ранее Министерством образования и науки, мониторинг вузов вызвал вспышку бурного обсуждения, так как, по мнению многих, равнять абсолютно разные по структуре и  внутренней политике учебные заведения, по меньшей мере, неправильно. Представленный на рассмотрение проект проверки эффективности вузов через коэффициент DEA, будет учитывать степень отличий среди высших учебных заведений. В проведенном исследовании приняли участие двадцать девять вузов, как технических, так и гуманитарных. Эффективность принимали в виде соотношения затрат к результату. Среди основных так называемых затрат рассматривались качество приема, объем финансирования, количество докторов наук среди преподавательского состава. Среди основных результатов, количество публикаций в журналах, достаточно быстро трудоустроившихся по своей специальности выпускников и другое. По итогам доклада стало очевидно, что учитывая выделяемые на развитие перспектив в вузах, средства, работа в них идет не очень эффективно.

Вузы России работают неэффективно.

Сделать на основании приведенных исследователями данных какие-то определенные выводы, за исключением того, что сфера образования остается недостаточно интересной для кадров высшей квалификации, пока вызывает  затруднения. По мнению экспертов, стоит замыслиться над тем, как будет развиваться аспирантура, перебазировавшись из области науки в область образования.

 

 

Related Images:

vladimir

Главный редактор “Россия-онлайн”

Ссылки на автора:

Темы новости

Все новости лентой

за 26 апреля 2024 года