21.03.2016

Президентская библиотека — к Международному дню театра

Президентская библиотека – к Международному дню театра

В преддверии Международного дня театра, который отмечается 27 марта, Президентская библиотека представляет электронные копии редких изданий по истории театра. Среди них – «Театр допетровской Руси: публичная лекция А. Архангельскаго» 1884 года, книга П. О. Морозова «История русского театра до половины XVIII столетия»1889 года, сборник статей «История русского театра. Т. 1 / под ред. В. В. Каллаша и Н. Е. Эфроса» 1914 года, «Краткий курс истории русского театра: пособие для театральных вузов, техникумов, студий» В. Н. Всеволодского-Гернгросса 1936 года. В фонде библиотеки представлен полный курс лекций В. Н. Всеволодовского-Гернгросса «История русского театра».

Театр как таковой, каким мы его знаем сегодня, появился на Руси достаточно поздно. Однако потешных забав во все времена было предостаточно. В курсе лекций В. Н. Всеволодовского «История русского театра» автор пытается определить этимологию слова «театр» и находит множество слов, которыми оно прежде было заменяемо. Его называли «потехой», а чуть позже «комедией». Вместо «играть спектакль» говорили «строить комедию», «тешить». Тешили в основном «игрецы». Носителями раннего «актёрского искусства» были так называемые скоморохи – балагуры-весельчаки, рассказчики, игравшие на музыкальных инструментах, плясавшие, водившие учёных медведей и т. д.

Игровая культура Руси носит драматический характер, о чём свидетельствуют хороводные игрища. А. Архангельский в публичной лекции «Театр допетровской Руси»подробно останавливается на феномене драматической игры, значении её для народа, светской и церковной власти: «Сливаясь с песнью, современная хороводная игра служит для народа как бы небольшим драматическим представлением. Вся семейная жизнь, от первого знакомства жениха и невесты – проходит перед нашими глазами в живых хороводных сценах». А. Архангельский приводит примеры игровых сцен и песен и объясняет их символическое значение.

К народным играм и забавам древней Руси нередко прибавлялся и элемент «переряживания», или, как называли его древнерусские книжники – «масколюдство» (от слов маска – личина, харя и ludus (лат.) игра). Обычай этот так глубоко вошел в народную традицию, что переодевался на масленицу и сам Иван Грозный.

В полном курсе лекций по «Истории русского театра» В. Н. Всеволодский рассказывает, как события Смутного времени подвели Россию к столкновению с западным христианством, в частности, с иезуитскими миссионерами, желавшими обратить русских в католичество. Чтобы защититься, православным потребовалось изучить западные традиции. С этой целью в 1615 году в России были открыты духовные школы (позднее – духовные академии и семинарии) по образцу иезуитских школ. Ученики изучали западную и восточную богословские традиции и театральное искусство. Иезуитские школы давно пользовались услугами театра в качестве педагогического приёма и метода церковной пропаганды. Так возник «школьный театр», просуществовавший в России около двухсот лет – родоначальник классического русского театра. Тематика пьес была библейской (рождественской, пасхальной), и представления, таким образом, являлись дополнениями к соответствующим богослужениям. В. Н. Всеволодский пишет: «Школьная драма первой половины XVII века характерна чрезвычайным схематизмом образов и полным отсутствием жизненности в воспроизведении действия. В годы реакции, относящейся к середине XVII столетия, заглохли, по-видимому, и школьные спектакли; по крайней мере, сведений о них не сохранилось никаких».

Президентская библиотека - к Международному дню театра

Следующим витком в развитии театрального искусства на Руси стало образование придворного театра. После неудачных попыток пригласить мастеров «комедии строить» из-за границы царь Алексей Михайлович решил организовать театр собственными силами: «Двору нужен был подлинный театр, такой, который был бы в силах уже не просто потешать, но и выполнять определенные политические задания», – пишет В. Н. Всеволодский. Церковная власть возражать царю не стала. За основу был взят школьный театр, но только не русский, а немецкий (идеологически более подходящий ко двору). К написанию комедии и постановке спектакля был призван пастор немецкой слободы Яган Готфрид Грегори. Для спектаклей были устроены помещения в Москве и Преображенском селе. Женщины могли довольствоваться зрелищем, только сидя за решетчатой перегородкой. Спектакли шли попеременно на немецком и русском языках. Светская линия (кроме литургической, духовно-нравственной и т. п.) развития театра при дворе Алексея Михайловича завершается постановкой балета. До нас дошли сведения лишь об одном балете под названием «Орфей». В. Н. Всеволодский цитирует рассказ иностранного очевидца о том, что царь, узнав, как при иностранных дворах устраиваются для развлечения разные игры и танцы, приказал поставить какую-нибудь пляску. Через семь дней сделали спектакль. И новое искусство магически подействовало на зрителей!

Особенность и достоинство обширного труда В. Н. Всеволодского в том, что это многолетний труд исследователя. Автор говорит не об одной только драматургии и не только об эволюции сценического искусства, но включает в театр любое зрелище, рассчитанное на эффект. Он определяет театр как искусство действа (действие и зрелище), что вполне отвечает требованиям современного искусства.

В фонде библиотеки также представлены специальные материалы: книга А. И. Шавердяна «Чайковский и театр: статьи и материалы» 1940 года, сборник современных исследований «Авангард и театр 1910–1920-х годов» под редакцией Г. Ф. Коваленко 2008 года, архив старинных фотографических карточек с изображением знаменитых театров и другие.

Related Images:

anastasia gasay

Главный редактор “Россия-онлайн”

Ссылки на автора:

Темы новости

Все новости лентой

за 11 марта 2024 года