15.10.2023

Положительный тренд: в 2023 году средняя премия по ОСАГО демонстрирует устойчивость

Положительный тренд: в 2023 году средняя премия по ОСАГО демонстрирует устойчивость

Стоимость полиса падает либо растет незначительно при увеличении средней выплаты

Последние несколько лет автомобильный рынок переживал не лучшие времена в связи с пандемией, уходом иностранных компаний из России, проблемами с поставками комплектующих. Эта ситуация способствовала тому, что страховому сообществу пришлось предпринять серьезные шаги по стабилизации рынка ОСАГО. По причине продленной в прошлом году реформы тарифообразования стало возможно сдерживание роста тарифов по обязательной автогражданке. Начиная с февраля 2023 года происходит постепенное снижение средней премии после катастрофического удорожания запчастей по итогам 2022 года на 27,7%.

По данным Российского Союза Автостраховщиков (РСА), во втором квартале этого года средняя цена ОСАГО была 7 568 рублей, что на 5% ниже, чем в первом квартале 2023 года (7 945 рублей). В августе средняя премия по ОСАГО выросла незначительно – всего на 0,8% или на 48 рублей по сравнению со средней стоимостью полиса в июле и составила 7 908 рублей. В июле же средняя премия составила 7 860 рублей, что было на 1% или на 79 рублей выше июньского показателя (7 781 рубль).

Незначительное увеличение средней премии связано, в том числе, с повышением средней выплаты по ОСАГО. Например, в летние месяцы 2023 года она находилась на уровне 91,8 тыс. рублей, что больше на 12% по сравнению с январским показателем и на 9% выше средней выплаты по итогам первого полугодия 2023 года. В целом в этом году средняя выплата продолжает увеличиваться ежемесячно, а за 6 месяцев этого года она составила 84 778 рублей, а это на 18% больше, чем в первом полугодии 2022 года (71 606 рублей).

Как рассказал руководитель рабочей группы ОНФ «Защита прав автомобилистов» Петр Шкуматов, рынок ОСАГО демонстрирует положительную динамику. «Мы видим растущий тренд с точки зрения средней выплаты. При этом средняя премия по ОСАГО либо падает, либо растет исключительно символически. Основной рост средней премии пришелся на прошлый год из-за роста стоимости запасных частей. И именно страховые компании, конечно же, во многом посодействовали тому, чтобы запчасти на российском рынке появились. В 2023 году ситуация стабилизировалась, что позитивно сказывается на страховой премии», – рассказал он.

Как прокомментировал эксперт, размер средней премии по ОСАГО зависит от нескольких факторов, среди которых – количество страховых случаев, количество страхователей и средняя выплата. Первые два являются статистически устойчивыми величинами. Данные по количеству ДТП достаточно обрывочны, однако, как уточняет Петр Шкуматов, возможно говорить о том, что в среднем происходит 2 миллиона страховых случаев в год, и это число снижается с каждым годом. Если же посмотреть на продажи новых автомобилей, то парк автотранспорта также испытывает тенденцию к сокращению. И то, что количество полисов остается неизменным, говорит о том, что больше людей, которые ранее не страховались, начали приобретать полис ОСАГО.

Другой важный фактор, влияющий на размер средней премии – это конкуренция между страховыми компаниями за безубыточных клиентов. С развитием концепции страховых маркетплейсов цена на полисы ОСАГО стала расти заметно меньше, в том числе из-за того, что люди начали получать на этих маркетплейсах наилучшее ценовое предложение с наименьшими затратами времени.

По оценке Петра Шкуматова доверие к ОСАГО со стороны общественности повышается последние несколько лет. «Это очень долгая работа, которая заняла десяток лет. Сейчас степень удовлетворенности ОСАГО наиболее высокая за все время существования этого страхового продукта. Более миллиона автомобилистов оформили полис в 2023 году из тех, кто в прошлом году его не приобретал. Это довольно серьезный результат. Я думаю, что в дальнейшем рынок ОСАГО будет развиваться в сторону большей индивидуализации и гибкости. Рост удовлетворенности работой ОСАГО как целостной системы со стороны автовладельцев показывает, что система работает так, как это удобно автомобилистам и так, как это задумывалось», – подытожил эксперт.

Related Images:

Олеся

Главный редактор “Россия-онлайн”

Ссылки на автора:

Темы новости

Все новости лентой

за 9 марта 2024 года