«Снежная миля»: последний дюйм до краха

«Снежная миля»: последний дюйм до краха
30.03.2021

В районе набережной новосибирского Речного вокзала сиротливо торчат из-под снега железобетонные каркасы одного из самых гигантских долгостроев сибирской столицы – МФК «Снежная миля». Так выглядит сегодня объект, который ещё около десятка лет назад обещали сделать «визитной карточкой Новосибирска». 

Проект девелопера Евгения Грибова – многофункциональный комплекс из пяти отдельно стоящих зданий общей площадью 135 тыс. кв. метров – представлял собой формат «города в городе» и должен был включать деловой центр, отель, жилые апартаменты, торгово-развлекательные центры и парковку более чем на тысячу авто. Как до сего времени сообщается на сайте проекта, «Снежная миля» была призвана стать «деловым центром Сибири, интересным для крупнейших российских и мировых компаний». Комплекс был презентован не только в Новосибирске, но и на одном из архитектурных конкурсов в Лондоне, что как бы намекало на перспективы.

Строительство «Снежной мили» началось в 2015 году. Планировалось завершить его уже через пару лет, но, как водится, «гладко было на бумаге». Сперва сроки были безжалостно затянуты из-за неясностей с источниками финансирования: на начальном этапе необходимый объём инвестиций оценивался в 6-7 млрд рублей. Затем работы на объекте сопровождались бесконечными скандалами с мэрией, выдвигавшей к застройщику ГК «Новоград» солидный список претензий: компания самочинно вырубала массивы сосен, тополей и клёнов на участке, а позже перекрыла выезд с улицы Обской на Большевистскую.

Но более всего шума наделала огромная 150-метровая трещина, которая осенью 2016 года появилась на дорожном покрытии рядом со стройплощадкой. Весной расползание грунта лишь усилилось, и трещины пошли уже по тротуару, угрожая безопасности пешеходов. Из-за этого пришлось перенести остановку, а опасный участок огородили. Согласно заключению Госстройнадзора, проседание грунта было связано с нарушением технологии строительства: изначально фундамент проектировался в виде буронабивных свай с опорой на скальный грунт, но потом застройщик самовольно заменил их на забивные сваи, так что перераспределение подземных потоков подмыло дорожное полотно улицы Большевистской.

Разлом был забетонирован, однако мэр Новосибирска Анатолий Локоть заявлял позднее:

«Сказать, что в результате ремонтных работ, которые были проведены, проблема устранена, я не могу». Строительная инспекция впоследствии выявила, что при разработке проектной и рабочей документации дренаж объекта не был предусмотрен. В настоящее время система дренажа выполнена на первом этапе проекта, но она регулярно заиливается и требует постоянного мониторинга, а в противном случае подъём грунтовых вод снова начнёт разрушение асфальта на Большевистской. Дренажная же система на втором этапе проекта вовсе не может быть выполнена по причинам геологического характера, и как справиться с этой проблемой – пока остаётся неясным.

В последнее время работы на объекте ведутся в вялотекущем режиме: несколько десятков рабочих завершают строительство каркасов второго и третьего корпуса «Снежной мили», а также засыпают подушку из щебня под четвёртое из зданий комплекса. Зелёный металлический забор вдоль стройплощадки давно является главным и назойливым украшением улицы Большевистской, а тротуарная плитка на месте разлома выглядит как после бомбёжки. Между тем, срок аренды земельного участка под возведение МФК истекает в ноябре текущего года, и продлевать его повторно застройщик по закону права не имеет, а допустимой единственной возможностью пролонгации Грибов уже воспользовался ранее. Что в таком случае будет с претенциозным долгостроем – не понятно.

Евгений Грибов, председатель Совета директоров ГК «Новоград», по привычке ссылается на происки муниципальных чиновников и силовиков, но оптимистично обещает, что ждёт проектного финансирования объекта. Это – вид целевого инвестиционного кредита, который банки выдают под конкретный проект, а затем гасят его за счёт денежных потоков, генерируемых проектом. Но в нынешней ситуации получить такой кредит у иностранных банков затруднительно, а отечественные занимают выжидательную позицию.

Периодически скандально известный девелопер заявляет то о росте интереса к «Снежной миле» со стороны российских и зарубежных партнёров, то выступает с идеей использования криптовалюты в качестве источника финансирования МФК, однако по факту его долгострой остаётся сомнительным объектом для вложений. Настороженности инвесторам добавляет и тот факт, что в 2017 году Грибов был приговорён к трём годам лишения свободы за мошенничество с приобретением имущества ОАО «Электроагрегат». Сейчас бизнесмен уже на свободе, но вряд ли найдётся много желающих доверить свои деньги партнёру, в анамнезе у которого есть судимость по четвёртой, самой тяжёлой части статьи 159 УК РФ, а собственное финансовое положение, мягко говоря – неустойчивое. Очень похоже на то, что окончательный крах «Снежной мили» – это всего лишь вопрос времени. Притом не очень отдалённого.


Темы новости: