27.07.2018

Сергей Никоненко рассказал, что любит в Баку

Сергей Никоненко рассказал, что любит в Баку

Народный артист РСФСР, любимый многими актёр и кинорежиссёр рассказал журналисту межпарламентской группы дружбы Россия-Азербайджан под руководством депутата Государственной думы РФ Дмитрия Савельева о том, как в его жизни появился Есенин и что его связывает с Азербайджаном.

Поездки с литературными композициями в Баку уже стали для Сергея Никоненко традицией. Он признается, что зритель в азербайджанкой столице хороший и внимательный. Поэтому каждый раз хочется приехать и показать какую-то новую программу. Сначала это была композиция, посвященная «Бессмертному полку». «Как только появился «Бессмертный полк», я решил – надо чем-то ответить, потому что явление уникальное. В «Бессмертном полку» как нигде явно ощущается наша национальная идея единения: люди разных национальностей выходят с портретами своих родственников, — рассказывает Сергей Никоненко. – Я вот с внуком вышел: я нес свою маму, которая была в партизанском отряде вместе со мной – грудным ребенком – на руках. А он нес портрет своего прадеда: он до войны работал на грузовой полуторке шофером, а во время войны водил легендарную «Катюшу». И когда я узнал о существовании «Бессмертного полка», я подумал, что немедленно надо чем-то ответить, поддержать!»

Любимого тысячами поклонников по всему бывшему СССР актера в Баку встретили очень тепло. И в этом году он вернулся с программой по Есенину, который занимает в жизни Сергея Никоненко особое место.

«Я играл Есенина, собирал материалы – и вот наткнулся на этот адрес, где сейчас располагается музей. И адрес этот оказался в моем родном доме! Моя квартира –этажом выше! Понимаете?! – эмоционально делится актер. – Вот это мой двор. А потом я обнаружил, что по этому двору Пушкин ходил, а позже Андрей Белый… Арбат, 53 – Пушкин проживал, Арбат, 55 – Андрей Белый, и рядом – Арбат, 51, где останавливался Блок. Да это же русский Парнас! Больше того, здесь жил Чайковский. Здесь был дом, где работал Маяковский. Здесь же проживал поэт-мистик Владимир Соловьев, сын историка Сергея Соловьева. А к историку Соловьеву приходил Лев Николаевич Толстой. На углу был двухэтажный дом гениального пианиста Константина Игумнова. Летом, когда он по восемь часов за фортепиано сидел – репетировал, чтобы мастерство не потерять – говорят, целая толпа стояла вот здесь на углу Плотникова переулка и Сивцев Вражека. Слушали».

Сергей Никоненко много сил вложил в то, чтобы на месте заброшенной, давно необитаемой квартиры появился музей Есенина. Многие экспонаты в музее, по признанию актера, находили его сами, порой самыми мистическими способами. И частью экспозиции Сергей Никоненко щедро поделился с азербайджанским музеем Есенина, потому что уверен, что Баку занимал огромное место в жизни поэта. «В Баку ему очень хорошо работалось. Там его чаще посещало вдохновение, — говорит Сергей Никоненко. – И еще, его притягивало туда, потому что там совсем недалеко была Персия. Есенин не скрывал, что учился у великих восточных поэтов, таких, как Рудаки, Насими, Саади, Фирдоуси. Еще не был, по-моему, переведен Гянджеви – великий азербайджанский поэт. Да и не все то, что я перечислил, было на тот момент переведено. Но Есенин понимал, что это великие лирики. И его это притягивало. Не случайно именно там начался его цикл «Персидские мотивы».

Кстати самые теплые воспоминания связывают с Баку и самого известного актера. «В 74-м году это произошло, весной, — вспоминает Сергей Никоненко. – Шукшин приехал на всесоюзный фестиваль кинематографистов – показывали картину «Калина красная», и она получила главный приз. Он был на отдыхе в это время, ему сообщили, и он с утра прилетел в Баку вместе с Лидой Федосеевой-Шукшиной – моей однокурсницей. Моей бритвой побрился, говорит: «Галстука нет». Я говорю: «Вася, кто получает первый приз, тот и моду заказывает. Вот теперь получай без галстука приз». Нет, одет он вполне был прилично, но галстука нет. Все же убедил, что можно без галстука. Ну и говорю: «Пойдем погуляем». Пошли в старый Баку, походили по этим улочкам, дошли до Девичьей башни. Очень она потрясает все-таки… Ни разу её не взяли, поэтому — «девичья».

Давние и новые впечатления от Баку побуждают Сергея Никоненко возвращаться сюда снова и снова. «С литературно-музыкальной композицией по Есенину я выступаю уже давно, она только чуть-чуть меняется в разные стороны. В Баку был вариант в двух отделениях – вместе с музыкантами трио «Реликт». Но у меня еще одна композиция есть – хотелось бы приехать в Баку с любовной лирикой. Тут и Пушкин, и Лермонтов, и Блок, и Гумилев, Маяковский, Пастернак… и, конечно же, Есенин», — строит планы на новую поездку Сергей Никоненко и добавляет, что в следующий приезд обязательно посетит музей Есенина в Мардакянах. «В этом году не получилось – времени не было, чтобы просто их посетить на этот раз. Если еще раз поеду, специально буду день в запасе иметь один, чтобы съездить в Мардакяны, — говорит Сергей Никоненко. – Я думаю, что ничто так не укрепляет дружбу между народами, как обмен культурами».

Related Images:

Сергей Пабликанов

Главный редактор “Россия-онлайн”

Ссылки на автора:

Темы новости

Все новости лентой

за 6 марта 2024 года