09.05.2019

Ильгар Сафат: «В России мы можем быть поняты лучше всего»

азербайджанский режиссёр Ильгар Сафат

Известный азербайджанский режиссёр и сценарист Ильгар Сафат, одна из картин которого выдвигалась на Оскар, сегодня живет и работает в Баку, занимаясь собственным театром. О причинах его создания и первых гастролях, для которых была выбрана Россия, он рассказал журналисту межпарламентской группы дружбы Россия- Азербайджан под руководством депутата Госдумы Дмитрия Савельева.

«Мою связь с театром я не побоюсь назвать мистической. Мои интересы всегда замыкались на кино, а о работе в театре я даже не помышлял до тех пор, пока мне странным образом не начали сниться сны, связанные с театром, — с этого признания началось интервью с признанным мэтром кино, чьи работы отмечены многочисленными международными премиями. – А потом мне неожиданно поступило предложение от директора Русского драматического театра им. С.Вургуна Адалята Гаджиева поставить «Гордость и предубеждение» Джейн Остин».

Вот уже много лет этот спектакль с огромным успехом идет на сцене русской драмы в Баку, став настоящим хитом. За ним последовали несколько не менее успешных постановок. И вот в прошлом году Ильгар Сафат пришел к мысли о создании собственного театра. «Сафат-Театр» мне хотелось бы превратить в независимую, живую площадку, открытую как для традиционных театральных форм, так и для экспериментов», — объясняет свое решение режиссер. Блистательный успех первой же постановки показал,
что планы эти мастеру кино и театра удалось воплотить в полной мере. Пьеса израильского автора Идо Нетаньяху «В поисках смысла» заинтересовала Ильгара Сафата своим главным героем — Виктором Франклом, его любью к жизни и способности за нее бороться.

азербайджанский режиссёр Ильгар Сафат

«Пережив страшные испытания в концентрационных лагерях, он не просто выжил сам, но и создал психологическую теорию, помогающую людям находить смысл жизни в самых ужасающих обстоятельствах, — рассказывает режиссер и добавляет, что особенно рад был показать эту пьесу в Санкт-Петербурге, на международном фестивале «Встречи в России»: — Думаю, именно в России и в Израиле мы можем быть поняты лучше всего. Пьеса Идо Нетаньяху затрагивает такую болезненную, и, к сожалению, все еще очень актуальную сегодня тему, как прорастание в человеческом сознании патологии фашизма и антисемитизма. Мы исследуем это зло, опираясь на принципы Виктора Франкла, создателя логотерапии, на историю его трагического опыта заключения в концлагере.

Наш спектакль был очень хорошо принят в Азербайджане, и, я уверен, что и в России – в любом столичном городе, в любой российской глубинке – мы найдем нашего зрителя, потому что боль и ужас Великой Отечественной войны коснулись каждой российской семьи, прошли сквозь сердце каждого россиянина. Россия и Азербайджан имеют глубокие культурные и исторические связи, и я очень надеюсь, что наша работа послужит еще большему их укреплению».

И в Баку, и в культурной столице России критики единогласно отмечают замечательную игрой актёров. Следует отметить, что «Сафат-Театр» был создан Ильгаром Сафатом совместно с его братом, продюсером Нариманом Мамедовым. А в спектакле «В поисках смысла» заняты любимые артисты маститого режиссера: Людмила Духовная, Мабуд Магеррамов, Румия Агаева и Азер Айдемир. «Большой плюс собственного театра в том, что ты работаешь только с теми артистами, которых действительно любишь и кому доверяешь, — говорит Ильгар Сафат. – Ведь каждый новый спектакль – это приключение, путешествие в неизвестном направлении, без каких-либо гарантий. И очень важно, чтобы рядом были друзья».

Первые гастроли «Сафат-театра» показали эффективность такого подхода: все билеты были раскуплены за два дня. «Питерские зрители определенно ждали этот спектакль с интересом. И мы не разочаровали их – это были очень успешные гастроли!» – признается азербайджанский режиссер.

азербайджанский режиссёр и сценарист Ильгар Сафат
Ещё одним значимым результатом поездки стало то, что Ильгара Сафата приняли в Ассоциацию деятелей русских театров зарубежья, реализует различные культурные программы по сохранению традиции русской театральной школы за рубежом. «Встречи с коллегами на фестивалях всегда очень продуктивны: мы находим друзей из разных стран, и эта дружба иногда длится годами. Иногда она перерастает и в совместные проекты, что сближает уже не только конкретных людей, но и целые страны, наши народы», — поясняет режиссер важность этого направления своей работы. Также Ильгар Сафат планирует продолжить сотрудничество с Русском драматическом театре в Баку. А для собственного театра рассматривает возможности постановки двух своих любимых авторов — Чехова и Шекспира.

азербайджанский режиссёр и сценарист Ильгар Сафат

Новые спектакли, несомненно, первыми за пределами Азербайджана увидит российский зритель, возможно даже – снова Санкт-Петербург, к которому Сафат питает самые теплые чувства.

«Очень люблю Санкт-Петербург и многим ему обязан. Например, понимать поэзию Осипа Мандельштама, одного из моих любимейших поэтов, или поэтику Достоевского я стал лучше лишь тогда, когда сам прожил в Санкт-Петербурге достаточно много времени. Есть города, в которые невозможно не влюбиться с первого взгляда, и Санкт-Петербург – город именно такой. Город – греза, наполняющая сердце сладким чувством, вдохновляющим опытом, пьянящей поэзией. Всегда жду нашей встречи, как ждут встречи с любимой женщиной», — признается азербайджанский
режиссер.

Related Images:

Ilia Rostokin

Главный редактор “Россия-онлайн”

Ссылки на автора:

Темы новости

Все новости лентой

за 7 марта 2024 года